Бунины: как жили в Тульской области родственники писателя
Я происхожу из старого дворянского рода, о начале которого в «Гербовнике дворянских родов» сказано так: «Род Буниных идет от Симеона Бунковского, мужа знатного, выехавшего в XV веке из Литвы со своей дружиной на ратную службу к Великому Князю Московскому Василию Васильевичу», — с гордостью писал Иван Бунин об истории своей семьи.
Брат русского писателя
По матери, с его слов, он принадлежал к дворянскому роду Чубаровых, «тоже весьма старому, лишившемуся, по нашим семейным преданиям, княжеского титула при Петре Великом, который казнил стрелецкого полковника князя Чубарова, бывшего на стороне царевны Софии». А в области литературной были известны Анна Бунина, которую Карамзин называл русской Сафо, и Василий Жуковский, внебрачный сын тульского помещика, впоследствии белевского городничего Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. После крещения турчанку назвали Елизаветой Дементьевной, она фактически была второй женой городничего. Родившегося в 1783 году мальчика записали как Василий Андреевич Жуковский. Свою фамилию благородно дал мальчику знакомый Бунина Андрей Григорьевич Жуковский. Бунин писал, что Жуковский прославился «больше всего как основоположник той новой русской литературы, первым гением которой был Пушкин, называвший его своим учителем».
После того, как Иван Алексеевич уехал из России, он пытался наладить контакты с оставшимися в Ефремове родственниками. Писал письма, посылал посылки, о чем уже после войны рассказал по секрету кто-то из служащих на почте. Но адресатам об этом не давали знать. Зато сделанную в начале тридцатых в Ефремове фотографию Евгения, его жены Настасьи Карловны и обоих детей удалось переправить брату во Францию. Между тем жили Бунины трудно.
Евгений еще до революции пытался как-то наладить свое дело. Его мечтой было стать помещиком. Он бросил занятия живописью, где подавал большие надежды, а говорят, что и литератор тоже был неплохой, но завел лавку, занимался земледелием, пытаясь скопить состояние. Все рухнуло в одночасье с приходом советской власти. После революции Евгения вместе с семьей из купленного им дома выселили вон, а в его бывшем жилище разместили редакцию газеты «Красный пахарь». Оставшись без дома, он сначала снимал угол на ул. Державина, нынешней Комсомольской, потом жил у знакомых. В конце концов оказался вместе с детьми «в полуразвалившейся крестьянской избе с провалившимся потолком», по словам его племянницы Татьяны Арсеньевны, в деревне Богово под Ефремовом. Приютила их всех Елена Алексеевна Колпакова, которая знала Буниных еще с дореволюционных времен, когда они плавали на лодке по Красивой Мече и заходили перекусить и выпить чаю с вареньем к ней в трактир-чайную в с. Новокрасивом.
Выживали за счет того, что Евгений писал портреты на заказ — кто бы знал, что настолько пригодятся уроки живописи. За них платили и новая номенклатура — партийные начальники, и крестьяне — продуктами. Известно, что за пуд муки Бунин воплотил образ местного звонаря Васьки Жохова. Заказчик попросил, чтобы на портрете он был сущим барином — во фраке и плисовых шароварах. Фрака для позирования в деревне, конечно, не нашли, пришлось рисовать по памяти. Но ни одной работы Евгения, к сожалению, не сохранилось.
В последние годы жизни Евгений Бунин работал учителем рисования в 1-й и 2-й школах Ефремова. Получил комнату с общей кухней, где и жил со своими детьми — сыном Арсением и дочерью Маргаритой. Дети были прижиты от экономки Натальи. Жена Анастасия Карловна иметь детей не могла. Наталья потом уехала домой, в деревню Кропотово, а дети остались с отцом. Но ее не забывали, приезжали в гости.
Умер брат Бунина на улице 21 ноября 1933 году в возрасте 75 лет от голода. Говорят, что его мертвого нашла на скамейке местная ребятня. В акте о смерти записано, что умер от старческой дряхлости. Смерть эта случилась в тот год, когда его брату была присуждена Нобелевская премия. Похоронить помогла Елена Алексеевна Колпакова.
Своим родством с писателем Буниным Евгений Алексеевич очень гордился. На могильной плите у него значится: «Бунин Евгений Алексеевич. Брат русского писателя И. А. Бунина». Рядом лежит «Бунина Анастасия Карловна. Жена брата писателя».
Там же похоронена и мама братьев Людмила Александровна, скончавшаяся в 1910 году. Сам Иван Алексеевич уехал из Ефремова за несколько дней до ее смерти. Не мог переносить вида умирающего близкого человека. Зная об этой черте характера, мама сама попросила его уехать.
Фронтовая медсестра
После смерти родителей дочь Маргариту забрал в семью сын сестры писателя Марии Николай Иосифович Ласкаржевский. Поступил достаточно жестко, сказав, «девку возьму, а малый мне не нужен». Племянница ее Татьяна Арсеньевна считает, что Маргарита, которой исполнилось всего тринадцать лет, была нужна как домашняя прислуга и няня.
С шестнадцатилетним братом чикаться тоже не стали — просто выгнали на улицу. Его, вшивого, грязного и больного увидел на базаре Михаил Колпаков, сын Елены Алексеевны, доброго ангела этой семьи. Он упросил свою мать взять юношу в семью, хотя у самих было четверо детей. Арсений пошел работать на завод синтетического каучука в Ефремове. Потом началась война, которую он закончил в Кенигсберге. А по возвращении домой опять вернулся на завод, где и работал до пенсии.
Маргарита Евгеньевна в 1941 году окончила медицинское училище и с первых дней войны ушла на фронт медсестрой. Была награждена боевыми медалями и орденами. После войны вернулась в Тулу, жила в пятиэтажке на улице Пушкина на Косой Горе, работала медсестрой в поликлинике. Познакомилась с Николаем Ивановичем Петровым, по профессии слесарем, вышла за него замуж. Их сын Анатолий Николаевич Петров работал шофером. Потом, когда начались перемены, уехал в США.
Маргарита Евгеньевна Петрова, рожденная Бунина, покоится на Рудаковском погосте, который ныне располагается в черте Тулы — действующем кладбище «Горняцкое». Ее могилу удалось обнаружить благодаря кропотливым поискам тульского историка Михаила Майорова.
Дом-музей нобелевского лауреата
С захоронениями родственников Ивана Бунина — отдельная история. В Ефремове похоронены мать писателя, брат Евгений и его жена. Лежат они на старом кладбище, которое в народе называли У рощи.
Но в восьмидесятые годы это место кровно понадобилось городу под строительство телецентра. Поперек кладбища безжалостно вырыли траншею под теплотрассу. По всей территории просто валялись человеческие кости и черепа.
Тогда священнослужитель Казанской церкви отец Герман позвал людей и попросил перезахоронить все эти останки. Кости бережно собрали и сложили в вырытую яму рядом с уцелевшими могилами. Перезахоронение провели по-христиански, со всеми обрядами. Отец Герман отслужил молебен.
Бунинские могилы провидение сохранило — они были в отдалении, на самом краю от вырытого рва, в который уложены трубы. Однако поскольку кладбище было уничтожено, их тоже пришлось искать. Помог племянник писателя Николай Иосифович Ласкаржевский, который по памяти отмерил шагами приблизительное расстояние от края могил и обозначил места захоронений.
Он же еще с 1970 года добивался создания музея Ивана Бунина, даже передал в Ефремов альбом редких фотографий семьи.
В конце концов тот самый дом из красного кирпича с девятью комнатами Буниным вернули, и здесь разместился дом-музей писателя. После изгнания владельцев в нем побывало несколько учреждений, а вот сам дом выстоял. Даже провели некоторые реставрационные работы. Литературный филиал краеведческого музея в этих стенах открылся 19 февраля 1981 года. Для города это стало большим событием. Не случайно в церемонии открытия принимал участие первый секретарь горкома партии С. И. Васютин, который вручил почетные грамоты группе работников РСУ № 6, чьи специалисты возвращали к жизни весьма пострадавший от времени бунинский особняк.
Символично, что одной из первых экспозиций нового музея, словно в память о выселенном когда-то из этих стен художнике Евгении Бунине, стала выставка ефремовских художников, посвященная, само собой, ХХVI съезду КПСС.
В 2001 году дом Буниных в Ефремове обрел статус музея. Сейчас имя Бунина носит старейшая ефремовская библиотека, а проект «К Буниным в Ефремов», разработанный еще к 145-летию со дня рождения писателя, вошел в туристический литературный маршрут «Русские усадьбы».
Автор: Гусев Сергей