Календарь истории. 30 апреля: Малый театр в Туле показал спектакль на злобу дня
30 апреля 1912 г. Тула имела редкое удовольствие – посмотреть спектакль артистов Императорского Малого театра. Давали репертуарную пьесу «На полпути» английского драматурга Артура Уинга Пинеро. Зрительный зал был переполнен.
Малый театр был первым, кто поставил эту пьесу, написанную в 1909 году, на русской сцене. Современники утверждали, что она напоминает не особенно выдающиеся английские романы. Обращали внимание на назидательность и на то, что настоящего художественного интереса она не представляет, как драма вовсе не захватывает, а герои достаточно салонны.
Трудно судить, с того времени «На полпути» в России практически не ставили и не издавали.
Однако в Туле спектакль очень даже понравился. В «Тульской молве» писали, что «мы видели не пьесу, а жизнь. Правда, жизнь чужого для нас народа, психология которого в некоторых своих проявлениях, быть может, и не совсем понятна для многих из нас. Зрители чувствовали все время правильность изображаемого. Правду – местами немного грубую, но не подкрашенную, настоящую, без резких жестов и выкриков, к которым прибегают обычно артисты, желающие подчеркнуть то или иное положение. И эта жизненность главным образом и подкупала зрителей. Ансамбль был полный».
Наибольший успех выпал на долю г-жи Лешковской, выступившей в заглавной роли Зои Блондель, С. Лепковского – Теодор Блондель и г. Бравича, который вышел в роли Питера Мотрама. Лешковская играла главную героиню и на московской сцене, а вот Лепковский заменил другого премьера – Южина. Между прочим, уроженца Тульской губернии.
Пьеса «На полпути» привлекала внимание публики тем, что затрагивала старый, но вечно новый вопрос: современный брак, не освященный детьми. Ее главные герои Теодор Блондель и его жена вроде бы жили в счастливом супружестве. Они достигли желаемого: богатства, роскоши. Но, идя по этому пути, они нарушили самый старейший из всех законов: закон природы. Искусственно они устранили со своей дороги то, что мешало их первоначальной цели – детей. Зрители видели, что из-за отсутствия детей в семье началась драма – беспричинные ссоры, озлобление.
Друг обоих супругов Питер Мотрам резонерствовал по этому поводу: «Между первой и второй половиной брачного пути есть канал. В нем много подводных камней и рифов. Происходят постоянные крушения. Место бурь. Этот канал необходимо переплыть всем супругам. Иные переплывают его раньше, иные позже. После такого путешествия в семье снова воцаряется мир и любовь. Для семейного очага это самое страшное: полпути, когда после крушения приходится подбирать осколки дорогой разбитой вазы и склеивать их».
Иным, по теории Питера Мортрама, это удается в совершенстве. Склеят так, что даже трещин не заметно. Однако Теодору Блонделю и его жене не удалось благополучно переплыть канал. Дорогая чашка упала и разбилась. Заклеить ее Теодору помешала мужская гордость: как он будет пить из чашки, из которой на полпути сделал глоток кто-то другой. И по воле автора чашка была брошена в море.
Конечно, есть во всем этом некоторая напыщенность. Но сама тема не только не потерялась с годами, а стала сейчас даже еще более актуальной.
Автор: Гусев Сергей