Календарь истории. 21 апреля: родился летчик-космонавт из Щекина Сергей Залетин
21 апреля 1962 г. родился летчик-космонавт, Герой России Сергей Викторович Залетин.
Первый космический полет он совершил 4 апреля 2000 года. На корабле «Союз ТМ-30» и орбитальном комплексе «Мир» провел 72 суток 19 часов 42 минуты 16 секунд. Совершил один выход в открытый космос. 16 июня 2000 года экипаж вернулся на Землю. 30 октября 2002 года совершил свой второй полет в качестве командира экипажа «Союз ТМА-1» и четвертой экспедиции посещения МКС. Провел на орбите 10 суток 20 часов 53 минуты 9 секунд. 10 ноября 2002 года экипаж вернулся из экспедиции.
Есть такое устойчивое выражение – человек, сделавший себя сам. К Сергею Залетину оно относится в полной мере. Простой парень с окраины Щекино, сполна воспользовавшийся своим шансом совершить невероятное. Чем не пример для подражания нынешним подросткам? Вспоминал, что хоть и хулиганистый был, но хорошо учился. Мог что-то не выучить из того, что надо было прочитать, но письменные задания делал всегда. Ну и здоровьем, конечно, природа наградила, раз мог стать сначала летчиком, потом космонавтом. Хотя мечта мальчишки того времени стать космонавтом казалась нереальной и несбыточной.
«Мы были в какой-то степени продуктом своего времени, с культом здорового образа жизни. Я мог подтянуться на перекладине, любил единоборства, футбол, – вспоминал Сергей Викторович. – А еще у нас в деревне Колпна на окраине Щекина была серия прудов, откуда качали воду на коллективные сады. И я очень хорошо плавал. Когда приехал поступать в летное училище, там были сильно удивлены спектру моей физической подготовленности. Я проплыл хорошо, уголок поддержал на брусьях, подтянулся, пробежал».
И уже в восьмом-девятом классе для себя определил, что будет летать. В летное училище поехал поступать по направлению областного военкомата. Из пятнадцати молодых парней трое, вспоминал, были из Щекина, пятеро из Кимовска, остальные туляки. Поступило же всего трое – Залетин и два парня из Кимовска.
«У всех сложилась судьба неоднозначно. Сергей Дьяков полетал-полетал и ушел с летной работы. А Коля Курдюков стал асом, летал на СУ-27, участвовал в показательных полетах. Но так сложилась судьба, что в середине девяностых годов, при возвращении с учений, он разбился. Сейчас на школе, где он учился, и на доме, где жил, установлены мемориальные доски. Но это летная жизнь. Мы прекрасно понимали, что это рискованная профессия, за уши в нее никто никого не тянул».
Кстати, до поступления в училище Залетин лишь один раз летал на самолете. После восьмого класса со школьным преподавателем ходили в поход на Куликово поле. Он начался с того, что, приехав в Тулу, на самолете Ан-2, знаменитом кукурузнике, долетели до места. По настоящему начал летать на втором году обучения – на учебном самолете Л-29.
«Парадоксальность ситуации была в том, что многим из нас еще даже не исполнилось восемнадцати. Юридически мы еще не имела права водить машину, но уже могли управлять в небе самолетом».
Через четыре года после окончания летного училища, когда Сергей Викторович уже стал командиром звена, военным летчиком первого класса, в полк приехали так называемые покупатели. Был объявлен набор в космонавты, и по всем авиационным полкам посылались специальные комиссии. Ее представители смотрели личные дела, оценочные характеристики летчиков. Если им кто-то подходил, вызывали к командиру полка, спрашивали, не хотел бы он попробовать себя в качестве кандидата в космонавты. Из его полка отобрали пятерых, и Залетин тоже попал в эту пятерку.
Потом через два месяца приехали уже в центр подготовки космонавтов, и из этой пятерки остался только он один. Кстати, как вспоминает, фактически в отряд космонавтов его принимал легендарный Алексей Архипович Леонов, первым вышедший в открытый космос.
Автор: Гусев Сергей