• Курсы валют:
      USD 92.71
      EUR 103.47
20.04.2021

Невзирая на смерть. 120 лет со дня рождения героя штурма цитадели Познани Николая Дешина

Он был другом детства с будущим генералом, хотя сам в войну дослужился всего лишь до сержанта. Участвовал в двух войнах. В Великую Отечественную призывался на фронт дважды. Второй раз уже после того, как по ранению был комиссован. И стал одним из символов нашей солдатской доблести. 20 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Ивановича Дешина.

Николай Дешин родился в селе Даровое сейчас Веневского района Тульской области. Сам он, правда, в своей автобиографии после войны утверждал, что появился на свет 19 декабря 1901 г. Сложно теперь сказать, какая дата правильнее. Подобная путаница для того времени – обычное дело. Родился в один день, а записали в тот, когда, наконец, оформили документы.

Отец, как и большинство местных крестьян, работал в Москве. Николай вместе с другом детства Никитой Чуваковым после окончания земской школы отправились в 1914 году туда же. Поступили на работу на шорно-седельную фабрику и кожевенный завод. Николай на фирму «Поставщик», Никита Чуваков в товарищество «Демент и К». В революцию Дешин вступил на своей фабрике в красную гвардию.

«Будучи курсантом 7-х Московских командных курсов я был у себя в деревне, где предложил своим товарищам поехать вместе в Москву и поступить на командные курсы, – вспоминал Никита Чуваков. – В числе изъявивших желание ехать со мной, был первым Дешин. В 1919 году Дешин был зачислен вновь формируемые 3 Московские пехотные командные курсы, а впоследствии в составе курсов в 1919 году уехал на фронт. В силу сложившихся условий только в 1955 г. я встретился с т. Дешиным, он стал коммунистом и является Героем Советского Союза».

Чуваков, между прочим, к тому времени тоже был Героем Советского Союза, да еще генерал-лейтенантом. Такие вот друзья детства из одной деревни.

А вот что вспоминал о том времени сам Николай Иванович Дешин:

«В марте месяце 1918 года я заболел воспалением легких, проболел до лета. По совету врачей я уехал в деревню. В 1918 году по выздоровлении я с товарищем Чуваковым Никитой Емельяновичем и товарищем Копытковым Никитой Андреевичем пошел добровольцем в Красную армию. Чуваков Н. Е. поступил на одни курсы красных командиров, а мы с Копытковым Н. А. на другие, размещавшиеся на Кузнецком мосту, где сейчас помещается Министерство иностранных дел. Курсы назывались 3-и Московские курсы красных командиров.

После переформирования наши курсы были направлены в Уральск – поближе к фронту, и уже назывались 1-е Уральские курсы красных командиров. Обстановка на фронте была тяжелая. Белогвардейцы подошли к железной дороге, соединяющей Уральск с Саратовом. Нам даден был приказ прекратить занятия и выехать на фронт. Мы спешно прекратили занятия и выехали на фронт, заняли позицию у станции Деркул. В этом направлении белогвардейцы предприняли несколько яростных атак, хотели перерезать железную дорогу, но с большими потерями нами отбрасывались назад.

Мне запомнился один из этих боев. Под 1 мая белоказаки хотели застать нас врасплох. Поздно ночью подползли к нашим окопам, когда от реки был сильный туман. Нами были выставлены дозоры и секреты, белоказаки не ожидали этого, понадеялись на нашу беспечность. Мы подпустили их поближе и открыли по белогвардейцам огонь из винтовок, пулеметов. Затем перешли сами в атаку и преследовали их весь день до самого вечера. Правда, здесь и наших полегло много. Пленные казаки на наши вопросы отвечали, что знали, что на этом участке курсанты, поэтому так смело шли. Больше белые нас не беспокоили».

С августа 1941 года Николай Иванович Дешин снова на фронте – теперь уже Великой Отечественной. Сразу после мобилизации направлен на Смоленский фронт под Ельню. В одном из первых же боев был тяжело ранен и попал в госпиталь. Комиссией признан негодным к несению военной службы. Дома, по его словам, несколько поправился. Когда немцы подошли к Сталинграду, призвали опять.

«Я попал в 5-ю танковую армию в заградотряд. Бешеный натиск гитлеровцев нам пришлось сдерживать, но вот пришел приказ перейти в наступление. 19 ноября был дан сигнал к штурму деревни Большая Донщина. После артиллерийской подготовки мы ворвались в укрепленный пункт. Гитлеровцы бешено сопротивлялись, но для русского солдата выбор один: вперед. Гитлеровцы не выдержали нашего натиска и после ожесточенного боя дрогнули и побежали. Мы их преследовали, не давали передышки. Здесь я был снова ранен и направлен в госпиталь. После госпиталя я уже попал в противотанковый артиллерийский полк. Меня произвели в командиры орудия».

В январе 1945 года гвардии старший сержант Николай Дешин командовал орудием 86-го гвардейского отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 82-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта. В эти дни началась одна из самых впечатляющих победных операций Красной армии – Висло-Одерская.

Старинный польский город Познань немцы превратили в неприступную крепость уже по меркам своего времени. На укреплениях девятнадцатого века появились бронеколпаки. Вокруг города сделаны два противотанковых рва, везде оборудованы огневые точки, в том числе бетонные, артиллерийские позиции, минные поля. Город держался больше месяца.

Атаки начались в конце января, а к 17 февраля сопротивление оказывала только цитадель в центре Познани. Там засело 6 тысяч солдат, причем мимо цитадели шла железная дорога, необходимая для снабжения наступающих войск к западу от Познани. На участке прорыва шириной в километр собрали грандиозное количество ударной техники – около 300 орудий и минометов, катюш и самоходок. Но даже когда вся эта мощь непрерывным трехчасовым огнем обрушилась на крепость, она устояла. Затем был проведен еще один мощный обстрел. Всего, как потом подсчитали, по крепости Познани выпустили 5 тысяч тонн артиллерийских снарядов!

Можно представить, какой все эти дни был ад на улицах. Как потом рассказывали сами немцы, невозможно было даже сдаться в плен – все кругом горело и взрывалось.

21 февраля 1945 года Дешин «под интенсивным артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем противника, невзирая на смерть, первым со своим орудием ворвался в крепость, с хода открыл огонь, уничтожил восемь пулеметов и до 120 гитлеровцев и совместно с минометчиками выбил немцев, заставив около 400 гитлеровцев сдаться в плен. Когда из-за кинжального пулеметного огня нельзя было из орудия открыть огонь, тов. Дешин с наводчиком орудия Шелеповым с банкой бензина подползли к сараю, облили его бензином и зажгли, уничтожив пулемет и обеспечив продвижение нашей пехоты вперед. Будучи три раза ранен, в течение целого дня внутри крепости огнем своего орудия он отразил три контратаки немцев силою до батальона каждая, обеспечив удержание нашей пехотой захваченных позиций».

В ночь на 23 февраля через ров у цитадели наконец перекинули аппарели, сам ров частично завалили, обрушив в него стены форта, и в крепость начали врываться тяжелые танки, стрелявшие из крупнокалиберных пулеметов и 122-мм орудий по амбразурам в упор. Примерно тогда же огнеметчик из штурмовой бригады, сам рискуя превратиться в горящий факел, подобрался к стене очередного укрепления и с десяти метров выпустил струю пламени в амбразуру одного из редутов. Из укрепления никто не успел выскочить, потому что внутри начал взрываться склад с фаустпатронами. Здание горело еще более суток.

В это время в цитадель втянули гаубицы Б-4, которые, прикрывшись дымами, били с прямой наводки снарядами весом по центнеру. Утром немцы начали массово сдаваться в плен.

При штурме Познани погибли 4 887 солдат и офицеров Красной Армии. Потери немцев составили от 15 до 40 тысяч убитыми, 17 тысяч сдавшихся в плен.

31 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старший сержант Николай Дешин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны жил в Москве. Часто болел – сказались ранения, полученные на двух войнах. Умер в 1967 году.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle