• Курсы валют:
      USD 80.86
      EUR 92.14
16.03.2021

Военная эпопея генерала Чувакова: от приговора трибунала до звания Героя Советского Союза

16 марта исполняется 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, советского военачальника, генерал-лейтенанта Никиты Емельяновича Чувакова.

Никита Емельянович – личность, безусловно, интереснейшая, а судьба его и по сей день полна загадок, разгадки к которым мы, может, уже и не узнаем никогда. Начать хотя бы с дня рождения. Во всех справочниках – 16 марта 1901 года, вот и мы, озадачившись, решили остановиться на общепринятой дате. Однако в своей собственноручно подписанной автобиографии генерал-лейтенант пишет, что родился 16 апреля.

Да и вообще.

На его страничке в Википедии указано, что Никита Емельянович награжден медалью «За освобождение Варшавы» и четырьмя польскими орденами и медалями. В автобиографии генерал-лейтенант Чуваков уточняет, что у него есть польский орден Виртути Милитари III класса, и медали За Варшаву, За Одер», Нейсе, Балтику, а кроме того медаль советско-китайской дружбы, о которой в Википедии ни слова. Автобиография, правда, писана в 1963 году; вполне возможно, китайскую медаль могли и отобрать соответствующие органы, такое случалось.

Зато в автобиографии ни слова о том, что в августе 1942 года, с выходом известного приказа НКО № 227 под названием «Ни шагу назад», Чуваков выступил против создания заградотрядов в 12-й армии, за что был 14 августа 1942 года осужден Военным трибуналом Северо-Кавказского фронта. В связи с тяжелым положением на северокавказском направлении отмерянные ему четыре года лишения свободы заменены условным наказанием с испытательным сроком в два года.

Родился же Никита Емельянович Чуваков в деревне Даровая Веневского уезда Тульской губернии. Отец его, как и все односельчане, жил и работал в Москве на кожевенных заводах и фабриках. Мать с детьми – а их в это время было семеро – оставалась в деревне, семья жила в небольшой избе. «Корова и два надела земли – около пяти гектаров составляли наше богатство», – вспоминал Никита Емельянович.

В 1913 году он успешно окончил начальную земскую школу на родине. Местный священник и учительница хотели послать его для продолжения образования в духовную школу в Веневе. Но у отца была большая семья и мало денег. Он отвез сына в Москву и в январе 1914 года определил его учеником на шорно-седельную фабрику.

На новом месте юношей быстро овладели революционные идеи. В 1916 году он уже принимал участие в работе профсоюза кожевников. За участие в организации забастовки на фабрике военного обмундирования в Москве он был уволен и занесен в черный список. До самой февральской революции на работу его нигде не брали. И только в конце зимы 1917 года устроился чернорабочим на металлический завод. А потом снова стал работать по специальности на шорной фабрике Всероссийского земского союза.

Вступил в социалистический союз рабочей молодежи – будущий комсомол. Но в революции по молодости лет особого участия не принимал. Дежурил только в штабе красной гвардии. Зато в январе 1919 года вступил добровольцем в Красную армию. Поступил слушателем на московские пехотные командные курсы.

К этому времени относится одна очень памятная встреча.

«Комиссар командных курсов вызвал меня к себе и вручил билет в театр на концерт Ф. И. Шаляпина. Было это в июне 1919 года. В Большой театр я попал впервые. Настроение у меня было приподнятое. Я с нетерпением ожидал начала выступления Ф. Шаляпина, спешил занять свое место.

Неожиданно в фойе я увидел Ленина. Секретарь краснопресненского районного комитета партии подозвал меня и сказал Владимиру Ильичу:

– Это товарищ Чуваков, наш краснопресненский шорник. Сейчас учится на командных курсах, чтобы стать красным офицером.

Владимир Ильич задал мне несколько вопросов: как устроился на курсы, как у нас с питанием.

– Всегда вобла, Владимир Ильич, – отвечаю. – И четверть фунта черного хлеба. Лошадь начальника курсов поломала ноги, – мы ее и съели.

На вопрос кто вас учит, сказал: полковники бывшей царской армии, есть капитаны, в основном дворяне, даже один князь».

Учили, по его словам, по-разному. Одни говорили, что скоро советская власть будет уничтожена. Другие, что советская власть скоро разобьет белогвардейцев и прогонит интервентов.

Никита Чуваков был направлен на восточный фронт, где назначен сначала помощником командира стрелковой роты, затем командиром 5 Красноуральского полка. В мае 1920 года в составе 2 бригады 1 Красноуральской дивизии прибыл на западный фронт и получил назначение командиром роты 95 стрелкового полка 11 петроградской стрелковой дивизии. Участвовал в весеннем наступлении Красной армии на панскую Польшу.

14 августа 1920 года на реке Дзялдувка под Новогеоргиевской крепостью был ранен в руку и ногу. Но в марте 1921 года в числе слушателей Высшей военной школы Западного фронта добровольцем уже участвовал в подавлении кронштадского мятежа. За проявленные мужество и храбрость был награжден орденом Красного знамени.

В начале Великой Отечественной Никита Емельянович назначен на должность генерал-адъютанта Главкома Юго-Западного направления Маршала Советского Союза Тимошенко, а 8 января 1942 года — на должность заместителя командующего 12-й армией, оборонявшейся на линии Попасная — Дебальцево. Летом 1942 года неудачное наступление в районе Харькова привело к контрнаступлению войск противника на Воронеж, а затем в тыл войскам Южного фронта.

После решения военного трибунала, о котором говорилось выше, Чувакова сняли с должности заместителя командующего армией и назначили с понижением на должность командира 236-й стрелковой дивизии 18-й армии, которая с конца сентября вела тяжелые бои под Туапсе. 12 февраля 1943 года наряду с другими соединениями 236-я стрелковая дивизии принимала участие в освобождении городов Лакшукай и Краснодар. С февраля по март 1943 года дивизия принимала участие в боях за Новороссийск.

За умелое командование дивизией в ходе Краснодарской операции генерал-майор Чуваков был награжден орденом Красного Знамени. Тогда же, в феврале 1943 года с генерала Чувакова судимость была досрочно снята решением трибунала фронта.

В начале апреля 1943 года Чуваков назначен на должность командира 23-го стрелкового корпуса (47-я армия). В том же месяце 47-я армия была передислоцирована на Степной фронт, создаваемый для отражения возможного прорыва фронта войсками противника на Курской дуге. 23-й стрелковый корпус под командованием генерал-майора Чувакова вел наступление во втором эшелоне.

«Для меня, как командира корпуса, бои на Сумском направлении были первыми, – вспоминал Никита Емельянович. – Это были и первые бои для сформированного корпуса. В этих боях при форсировании реки Хорол погиб командующий 47-й армией генерал-майор Корзун.

Воспользовавшись тем, что противник, преследуемый нашими частями, не сумел занять оборону на западном берегу реки Днепр, корпус двумя полками дивизии, действовавших в первом эшелоне, занял плацдарм на западном берегу. По решению командующего фронтом генерала армии Ватутина произвести разведку с переправой на западный берег Днепра, доложил: два полка корпуса находятся на западном берегу Днепра и занимают плацдарм. Позже для удержания этого плацдарма севернее Канева корпус был полностью переправлен на западный берег Днепра. За форсирование Днепра мне было присвоено звания Героя Советского Союза».

«В период формирования корпуса в кратчайший срок сумел добиться хорошей боевой выучки вверенных ему частей и соединений, благодаря чему вверенный ему 23 СК вступил в бой с немецкими захватчиками в полной боевой готовности. Под умелым руководством Чувакова части 23-го стрелкового корпуса 25 сентября 1943 г. первыми форсировали Днепр, заняли на правом берегу плацдарм и закрепились на нем, обеспечивая в дальнейшем переправу на этот плацдарм всей армии. Лично Чуваков почти ежедневно выезжал непосредственно в боевые порядки частей, где, проявляя мужество и храбрость, подавал пример стойкости и выдержки подчиненным офицерам и войскам, увлекая их на боевые подвиги», – отмечалось в его наградных документах.

В приказах Верховного главнокомандующего двадцать два раза отмечались успешные действия вверенных мне войск, и мне двадцать два раза объявлялась благодарность, – отмечал сам генерал-лейтенант Никита Чуваков.

После войны он работал в Министерстве обороны СССР, был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 2-го созыва (1947—1951).

С июня 1958 года — в запасе.

Умер Никита Емельянович Чуваков 27 декабря 1965 года в Москве.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle