«Тульский бренд — 2021»: от трамвая до драматического театра
«Центр-71» продолжает традиционный ежегодный опрос туляков и гостей оружейной столицы, что же, по их мнению, является настоящим тульским брендом, что отличает наш город, стиль жизни от других городов и подчеркивает уникальность региона, уникальность его жителей. В опросах может принять участие людей желающий — от школьника до заслуженного пенсионера, от учителя пения до солидного бизнесмена.
Дмитрий Мулыгин, музыкант:
— Бренды Тульского края — это не только места и предметы, но и его люди. Например, Глеб Успенский — большой русский писатель. Я вырос в районе, где родился и жил сам Глеб Иванович. Мне знакомы улицы, дома и потомки тех людей, о которых он писал. Ибо годы, может, и проходят, а люди во все времена остаются очень похожими.
Еще один важный бренд — гармонь. Изобретение нашего земляка Николая Ивановича Белобородова. Этот инструмент стал голосом и символом России. Тут сложно что-либо убавить или прибавить — уникальный музыкальный инструмент.
Современным же брендом я назвал бы микрофон «Союз». По сути, это символ Тулы XXI века — один из лучших студийных микрофонов в мире. Так что сегодня город в состоянии выпускать не только всевозможное высокоточное оружие и прочее железо для войны, а чудесные вещи, несущую в мир красоту и гармонию.
Максим Корниенко, директор ИТ-компании:
— Тульскими брендами для меня являются старинные уездные города, города-крепости и древние городища — Крапивна, Одоев, Епифань, Дедославль, Супруты. Они расположены в очень живописных местах, имеют интересную историю, что подтверждают памятники архитектуры, небольшие музеи. В этих местах регулярно проходят этнические фестивали. Например, фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона» в Одоеве. Кстати, в этом городке есть интересный музей филимоновской игрушки — еще одного узнаваемого тульского бренда.
Второй важный для меня тульский бренд — это природа нашего края. Огромная Щегловская засека, где можно легко встретить косуль и лосей, сказочные голубые озера под Суворовым, Кондуки с их инопланетными пейзажами. Живописные речки — Красивая Меча, Осетр и Вашана, бескрайнее море ковыля на Куликовом поле, сосновые леса по берегам Оки. Это бесценное богатство, которое мы должны ценить и охранять.
Игорь Серебряков, журналист:
— Наши пряник, кремль, ТОЗ, трек, музей оружия, без сомнения, — вневременные тульские бренды, которые первыми приходят в голову каждому человеку, хоть краем уха слышавшем об оружейной столице России. Но для меня, коренного туляка, гордящегося своим рождением в древнем городе славных традиций, героической и трудовой истории, его людьми-туляками, людьми уникально-неповторимыми в своих талантах и мастерстве, не брендами (чуждое русскому слуху словечко), а символами моей любимой Тулы являются Всехсвятский собор и «Филипповский» магазин.
Собор для меня — не только уникальная архитектурная доминанта города, золотым шпилем своей колокольни устремившийся в небеса, и видимый при ясной погоде из любой точки не только Тулы, но и пригородов, отчего становится теплее на душе. Он часть моей семейной истории: люблю в дневной тиши вне служб постоять у соборных икон, особенно на первом этаже — в нем отпевали моих близких.
А ныне, к сожалению, утраченный «Филипповский» — тоже часть моей жизни: еще маленьким я ходил сюда за покупками с матушкой, дедом. Запомнился аромат хлеба, неповторимый теплый интерьер, безвозвратно ушедшая милая душевность самого места, которой сегодня ни на грамм не могут достичь владельцы блестящих холодным гламуром многочисленных торговых центров и гипермаркетов.
Лев Райхлин, руководитель национальной общины:
— Тульским брендом, на мой взгляд, можно назвать магазин «Советская игрушка» в музейном квартале. Зайдя туда в первый раз еще в 2019 году, мы погрузились в воспоминания моего детства и юности, а также детства дочери. Там были представлены новогодние игрушки 30-х,40-х,50-х годов. Останавливаясь возле них, невольно воскрешаешь в памяти, как в то время дети наряжали елку. А те, кто этой возможности не имел, имитировали то, что могло напоминать эту лесную красавицу.
Старые, знакомые с детства игрушки, — это радость и детей, и взрослых. И сейчас, попадая в этот магазинчик, видишь как он пополняется предметами старины. Я представляю, как сложно хозяину магазина все это находить и приобретать. Знаю по своему опыту по созданию нашего музея еврейской общины, который находится на улице Ленина. Помню, как непросто было находить каждый экспонат — каждый выходной сам ходил на рынок в поисках, члены общины приносили что-то...
Владимир Щербаков, краевед:
— Кто про что, а я про трамвай. Убежден, что общественный транспорт — это лицо города. И Тула с появлением трамвая в 1927 году стала полноценным цивилизованным городом. Недаром «всесоюзный староста» М.И. Калинин говорил, что если в городе работает трамвай, значит, в городе действует советская власть. Убежден, что трамвай — это главный транспорт Тулы, поэтому так и назвал свою книгу об истории Тульской городской железной дороги.
Сегодняшней Туле трамвай необходим так же, как и 100 лет назад. Его провозная способность, экологичность, безопасность и другие достоинства востребованы туляками. И поэтому трамвай должен развиваться, меняться, улучшаться. Я уж не говорю про такой аспект, как комфортность поездки. На трамвае она значительно выше, чем в другом виде транспорта, рельсы они и в Африке — рельсы.
Убежден, что трамвай — один из главных брендов Тулы, который мы все сообща должны сберечь и вернуть ему былую славу. Кстати, ремонты трамвайного полотна в последние годы показали, какие классные могут быть пути и как быстро и бесшумно по ним может двигаться трамвай. А если вдобавок взяться и за подвижной состав, полностью обновить его, то трамвай, бесспорно, будет пользоваться еще большей популярностью у туляков.
Сергей Кузнецов, предприниматель:
— Среди тульских брендов я бы назвал еще и Тульскую гармонь. Именно наш город является ее родиной. Первое упоминание о ней относится к 1808 году! ХIХ век — это золотое время для гармонного производства. По своим объемам оно было на третьем месте после оружейного и металлообработки. Познакомиться с историей гармонного промысла можно в музее «Гармони деда Филимона», который расположен всего в паре сотен метров от Тульского Кремля.
Наверное, было не правильно, если бы мы не вспомнили Филимоновскую и Тульскую городскую игрушки! История филимоновской игрушки насчитывает, по оценкам специалистов, более 600 лет. Это, пожалуй, один из самых древних глиняных промыслв в России. Тульская городская игрушка моложе, но и она занимает достойное место в истории тульских промыслов. Музеи, посвященные этим брендам у нас есть в Одоеве.
А еще среди тульских брендов несколько особняком стоит Белевское кружево. Так что, если вы хотите понять насколько талантливы были наши предки, уделите внимание не только оружию, пряникам и пастиле, но и этому промыслу, которому посвящен еще один небольшой музей.
Анастасия Демидова, преподаватель английского языка, театральный блогер:
— Для меня один из брендов — это Тульский академический театр драмы, один из старейших театров в России. ТАТД любят и ценят не только туляки, приезжают зрители и из Подмосковья, и из других городов. Без театра жизнь в Туле была гораздо скучнее и прозаичнее.
Еще один тульский бренд — это, конечно же, Белоусовский парк, где можно бродить часами, наслаждаясь природой и музыкой в самом сердце города.
Хочется также отметить Дом-музей В.В. Вересаева — уникальное гостеприимное место, куда хочется возвращаться снова и снова — и на интересные мероприятия, и просто ради нежной и трогательной атмосферы.
Николай Губенков, актер, режиссер, писатель:
— Безусловно, считаю тульским брендом детский творческий коллектив казачьей песни и пляски «Казачок» при центре образования № 27. Идея воспитывать детей с детского сада в духе патриотизма и любви к Родине изучая казачьи традиции, чтя память предков, возрождая культуру и сохраняя историческое наследие — главная задача этого проекта.
«Казачок» в этом году празднует свое пятилетие, уже второй выпуск детского сада оказывается лауреатами специальных премий и премий зрительских симпатий столичного фестиваля «Казачья станица», Всероссийского фестиваля вокальных искусств «Фортиссимо». Пятилетние малыши наравне со взрослыми артистами выступают на различных сценах, радуя своим творчеством туляков и гостей нашего города. Игорь КОПЫТОВ.
Автор: Копытов Игорь