• Курсы валют:
      USD 91.82
      EUR 98.95
01.08.2021

Рассказы о тульских губернаторах. Евстафий Штаден – начальник с образованием ума и сердца

Будущий тульский губернатор Евстафий Евстафьевич Штаден родом был из лифляндских дворян. В первой войне с Наполеоном он находился в Австрии. Храбро сражался и всегда служил примером для подчиненных. 20 ноября отличился в сражении под Аустерлицем и получил свою первую боевую награду – орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.

В 1812 году после вторжения Наполеона принимал участие в ряде битв Отечественной войны 1812 года, был ранен при Якубове и за доблесть награжден золотым оружием «За храбрость», а 24 июля 1812 — орденом Святого Георгия 4-го класса. В воздаяние ревностной службы и отличной храбрости, оказанной в сражениях против французских войск и умелое руководство вверенными ему в бою воинскими подразделениями был отмечен 26 мая 1813 года производством в чин генерал-майора. После изгнания Наполеона из России принял участие в заграничном походе русской армии и был награжден орденом Святого Георгия 3-го класса.

По своей воинской специальности он был бомбардиром. В 1813 году в Германии обеспечивал устройство подвижных и местных артиллерийских парков и снабжение армии боеприпасами. Успешное выполнение этой задачи сказалось и на его дальнейшей карьере.

6 апреля 1817 года был назначен руководить Тульским оружейным заводом. Управлял этим чрезвычайно важным для России производством долгих четырнадцать лет. Период его правления отмечен ростом объемом производства и спокойной внутренней обстановкой на заводе. Приехав в Тулу, Евстафий Евстафьевич нашел производство оружия в запущенном состоянии. Энергично взялся за порученное ему дело. В первую очередь установил личную ответственность служащих за все обнаруженные недостатки на производстве, а ответственность за цельность заводского имущества и выпускаемой продукции возложил на «оружейное общество», избиравшее из своей среды смотрителей и вахтеров.

Поставил оружейников под защиту и надзор внутренней, своей заводской полиции. Запрещен был вход городской полиции без согласия и участия заводской администрации – как в заведения, которыми пользовались оружейники, так и в их дома. Евстафий Евстафьевич пригласил из Англии на работу высококвалифицированного механика, специалиста по оружию – Джона Джонсона. Он понимал, как важны для успеха экспериментальные разработки оружия, их проверка и запуск в серийное производство.

Штаден завоевал и личный авторитет среди оружейников, быстро ознакомившись и до тонкости разобравшись со всеми подробностями оружейного производства.

При осмотре завода, производящего ружья, Император Александр I был восхищен налаженным производством и наградил Евстафия Евстафьевича орденом Св. Владимира 2-й степени. А через год, 7 апреля 1824-го назначил инспектором всех оружейных заводов России. 1 января 1826 г. Штаден был пожалован в генерал-лейтенанты.

В 1831 году Евстафий Евстафьевич стал тульским военным губернатором с управлением гражданской частью и при исполнении прежней должности. Таким образом он стал первым начальником губернии, назначенным из местных кадров.

Историк-краевед И. Ф. Афремов писал: «Штаден, как начальник, с образованием ума и сердца, соединял в особе своей прямодушие и ласковое обхождение, которыми он снискал в Туле общую любовь и искреннее уважение, а как примерный начальник оружейного производства заслужил бессмертную славу в целом государстве».

2 сентября 1836 г. состоялась торжественная закладка завода. Строительство продолжалось около семи лет, и за эти годы завод неузнаваемо преобразился. Была сделана новая набережная, украшенная новой литой решеткой. Вдоль набережной вытянулось двухэтажное здание заводского правления, образцовой и приемной палаты, заводской больницы. На месте старого Верхнего завода были возведены два больших трехэтажных производственных корпуса, нижние этажи которых находились ниже уровня набережной в особом каменном углублении-ложе, где размещались шесть водяных колес.

На месте Нижнего завода было выстроено одноэтажное здание с таким же водяным двигателем. В нем разместили чугуно- и сталелитейную мастерские, а также мастерскую по прокатке и резке железа. Было построено здание для запроектированной 50-сильной машины, стараниями талантливого изобретателя П. Захаво запущенной в производство.

В это же время завод обогатился еще одним строением – над Верхней плотиной устроили подвесной мост на цепях, соединивших завод с Чулково. Все вновь построенные заводские строения, протянувшиеся вдоль набережной реки Упы, представляли собой величественный и красивый архитектурный ансамбль, отдельные элементы которого угадываются до сих пор.

Завод был торжественно открыт 16 января 1843 г.

Впрочем, и помимо заводских хлопот хватало текучки, в том числе и обычной для нравов того времени. Так 6 декабря 1834 г. подполковник корпуса жандармов Бегичев представил Штадену рапорт, в котором критиковал действия начальника тульской жандармской команды капитана Сидоренко, якобы неосновательно включавшего в списки для награждения за поимку беглых людей отдельных жандармов. За поимку каждого беглого полагалось вознаграждение в 10 рублей, и Бегичев указывал, что Сидоренко включал в списки и те случаи, когда задерживались в Туле люди, проживающие без письменных видов, с просроченными паспортами и т.д. Он же позволил себе в рапорте разъяснить губернатору, как следует понимать циркуляр министра внутренних дел по этому поводу.

Губернатор воспринял рапорт скорее как оскорбление, и объявил Бегичеву выговор. После чего тот уже не рассуждал, а лишь испрашивал наградные – по 10 рублей за каждого пойманного беглого.

22 мая 1834 года генерал-адъютант граф Бенкендорф сообщил Штадену, что 6 апреля того же года в Туле штабс-капитанша Анна Фуфаева продала четырнадцатилетнюю девку Татьяну Борисову комиссионеру 8 класса Ланге, который, как выяснилось, намеревался в дальнейшем выгодно перепродать ее в Тифлисе. Об этом стало известно императору, который повелел рассмотреть сей случай строжайшим образом.

Дело в том, что по Высочайшему указу 1814 года и последующим указам, в том числе от 2 мая 1833 года, запрещалось продавать крепостных крестьян отдельно от семьи. Началось разбирательство. Оказалось, что дворовая девушка Татьяна Борисова из села Стубленки Богородицкого уезда действительно осталась без родителей. Но у нее был родной двенадцатилетний брат, который был отдан в приемыши к крестьянину 25 июня 1834 года. То есть, уже после того, как его сестра была продана, штабс-капитанша заметала следы.

Тульский губернатор и органы суда квалифицировали эту продажу как нарушение закона, о чем и донесли выше. Однако Правительствующий сенат не согласился с их доводами и предписал направить дело губернскому прокурору на его решение. На этом, правда, документы прерываются и проследить, что было дальше, невозможно.

По прошению для «поправления здоровья» Штаден был уволен от службы 14 ноября 1837 года. Отдохнув и подлечившись, он 16 февраля 1838 года вновь поступил на службу и был назначен инспектором оружейных заводов и членом Комитета по артиллерии.

В 1842 году император Николай I произвел Евстафия Евстафьевича в генералы от артиллерии. В следующем году, 24 ноября 1843 года, в связи с 50-летием службы в офицерских чинах он был награжден орденом Белого Орла.

Последнюю в своей жизни награду – орден Св. Александра Невского Евстафий Евстафьевич Штаден получил 1 января 1845 года в «ознаменование долгой усердной и ревностной службы Императору и Отечеству».

Скончался генерал от артиллерии Евстафий Евстафьевич Штаден в Туле, на своей второй родине, 5 февраля 1845 года на 71-м году жизни.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle