Сказ о том как Тулу приморским городом сделать хотели
Представьте: стоите вы с закрытыми глазами, опираясь на гранитный парапет, вдыхаете полной грудью свежий утренний воздух. Где-то за спиной позвякивает трамвай, шуршат колеса машин... Открываете глаза, а перед вами — море!
Ну, не то чтобы бескрайнее, зато свое, Тульское море. Не то, чтобы чистое — вода-то пресная и несколько застоявшаяся. Не то, чтобы глубокое — так, пара-тройка метров глубиной. Но для занятий яхтным спортом достаточное, а вот для купания — непригодное, потому как оказывается в санитарно-защитной зоне Чермета. Впрочем, в косогорской Горячке купались и купаются до сих пор, несмотря на все запреты.
Откуда столь масштабный проект? Из такого важного документа как Генеральный план Тулы. Правда, образца 1971 года. Разработан он был в реалиях 60-х московскими специалистами из «Гипрогора», ориентировавшихся на пожелания партийного руководства региона и безликие статистические данные. Как текущие, так и в перспективе.
А что собой представляла тогда Тула? Население — 520 тысяч человек, жилой фонд — 3,9 млн кв. м, причем, почти треть жилых домов — одноэтажные. И это на фоне трех театров, 12 кинотеатров, 21 библиотеки, шести гостиниц. В соответствии с прогнозами, к концу XX века население города должно было составить не меньше 750 тысяч человек, а в более далекой перспективе приблизиться к миллиону. Как видим, даже сегодня и с учетом «Большой Тулы» мы до этих параметров не дотянули. Что уж говорить об архитектурном облике нашего города...
Кривое — выпрямить!
Огромное водохранилище было запланировано на месте излучины Упы в районе Криволучья. С трех сторон границами служило бы само русло, а с четвертой должно было ограничиваться высокой насыпью на месте нынешнего Восточного обвода.
Река Упа при этом спрямлялась, для чего предполагалось вырыть двадцатиметровой ширины канал — практически от Пролетарского моста до приблизительно нынешнего спортивного гипермаркета «Декатлон», а потом далее — до ближайшей излучины в районе ЖК «Времена года». Новая прямая река текла бы меж шикарных гранитных набережных, и единственный мост, соответственно, был бы почти напротив нынешнего Суворовского училища.
Сегодняшнее русло по проекту пересыпалось прямо под существующим мостом «восточки». Образовывавшаяся в ходе работ старица на первом этапе быстро заболачивались из-за отсутствия проточной воды, и со временем должна была высохнуть совсем.
Само «море» представляло бы широкую акваторию, площадью порядка 2-2,5 квадратных километров. Максимальная глубина получалась в районе кривой излучины — около 3,5 метров, в непосредственно у нынешней «восточки» — доходила бы до 2 метров.
Купаться запрещено!
Понятное дело, что практического применения водохранилище не несло бы. А вот эстетическое? Отсюда и амбициозные гранитные парапеты канала. Плюс, предполагалось, что будет построена новая лодочная станция, запущен прокат не только маломерных суденышек с высокой посадкой, но и экзотических по тем временам катамаранов.
К слову, купаться в тульском «море» изначально было категорически запрещено. По медицинским показаниям. На тот момент часть акватории оказывалась в санитарно-защитной зоне металлургического комбината, соответственно, водичка была бы сильно отравлена атмосферными выбросами «Тулачермета». Зато, нужно отдать должное, сегодня проект оказался бы рекреационной направленности — современные технологии металлургии сильно сократили зону загрязнения.
Кто любовался бы всей этой красотой? В первую очередь, жители высоток, которыми предполагалось застроить территорию, исконно именуемую Поповым болотом. С учетом пересыхающей старицы он со временем микрорайон сомкнулся бы с Пролетарской Площадкой с одной стороны и Нижним Кауля (квартал «Н») с другой.
Лягушки победили
Проект даже начал воплощаться в жизнь в середине 80-х. Первым делом начали рыть канал. Причем, бригады шли навстречу друг другу — от кривой излучины и с противоположного берега от нынешнего ТЦ «Макси». Учитывая, что дно было сухим, сразу вбивались ровными рядами столбы по обоим берегам — основа будущей набережной.
Был частично построен и мост посреди ровного поля, и бетонная основа путепровода над железной дорогой, и даже частично отсыпана дамба, по верху которой пошла бы дорога.
Однако, грянул распад великой державы, и многие грандиозные проекты, реализующиеся даже в перестроечные годы, оказались заброшены. Еще какое-то время строительные работы продолжались, но из-за недостатка финансирования в 1992-м был окончательно свернут.
Тем более, что именно на эти времена пришелся пик влиятельности зарождавшегося экологического движения. Против проекта «Тульское море» активно протестовали местные ученые-биологи и общественники, доказывая, что подобного рода вмешательства в естественные природные процессы могут погубить всю флору и фауну Упы. Особые опасения вызывала старица — прогнозы по естественному пересыханию русла могли не сбыться, что повлекло бы за собой различные неприятные для окрестных жителей последствия...
Подземный мост
Так или иначе, сегодня следы этого грандиозного проекта практически неразличимы на местности. Вырытые участки канала спрямленного русла, которые туляки активно использовали в середине 90-х для купания, давно заболочены. Разглядеть ту часть, что начинается от Пролетарского моста, сегодня можно разве что зимой с нового колеса обозрения.
Цепочки бетонных столбов вдоль предполагавшейся набережной нового русла Упы еще можно найти на Поповом болоте среди густых зарослей сорняков. Бетонная конструкция над железнодорожными путями уже наполовину служит опорой для первой очереди Восточного обвода, а вторая ее половина сейчас потихоньку «обертывается» новыми слоями для грядущего в нынешнем году расширения дороги.
Сам же мост над спрямленным руслом теперь окончательно «похоронен» под дорожным полотном «восточки». К слову, по тому самому проекту Тульского моря, он предполагался 18-метровой ширины, с тротуарами по обоим сторонам и трамвайными путями, которые связали бы два трамвайных депо — в Криволучье и на Кауля.
На карте синей линией отмечено будущее русло, которое в некоторых местах уже начали рыть в 80-х, а красным обведена территория самого Тульского моря.
Фото автора и Алексея ФОКИНА.
Автор: Копытов Игорь