Пчелы против меда или снежный коллапс в Туле
Словно зловредная Снежная королева нагрянула к нам в гости, и устроила катаклизм разленившимся за время каникул людям, которые наконец вышли на работу. За то, что с неба повалил снег, у нас все дружно костерили коммунальщиков. Но давайте вместе поразмышляем на непопулярную тему – так ли во всех случившихся бедах виноваты одни городские службы.
Для начала немного лирики. Давным-давно, в прошлом веке до нашей цифровой эры, автор этих строк подрабатывал в студенчестве дворником. Было все как в анекдоте про пожарного. Летом еще туда-сюда, но как зима и снегопад – хоть увольняйся. Потому что снег, даже если на него просто смотреть из окна, имеет обыкновение идти. А когда его чистишь – он не идет, а летит, не переставая. К шести-семи утра, встав в четыре, а то и раньше, вроде уже почистил, но оглядываешься, и понимаешь, что все надо начинать заново. Тротуар опять белый.
Поэтому во все бесконечные страшилки из интернета, что у нас начальство ничерта не делает, когда снег пошел, не верю. Всегда хочется спросить: а чем таким важным заняты авторы этих бесконечных комментов о том, как у нас все плохо – от футбола до вакцинации и уборки улиц? Ведь это, как правило, одни и те же люди, под одними и теми же никами. Им за что зарплату платят? Может, рассуждая о чьих-то проблемах, надо начинать с себя?
Неужели кто-то всерьез уверен, что на улице валит снег, а в управляющих компаниях и прочих организациях, отвечающих за уборку улиц, сидят и в потолок плюют? Можно любить или не любить городские власти, чиновников, но нельзя не признать, что для них каждый такой снегопад, что случился в начале года – настоящее ЧП. И ситуация все та же – знакомая, сколько снег не счищай, он продолжает идти.
Хотя, конечно, когда ты пробираешься через сугробы или стоишь по часу, ожидая транспорт, в чужую шкуру залезать совсем не хочется. Хочется противоположного – чтобы залезли в твою. Стихийное бедствие оно потому и называется так. С одной стороны – неуправляемая стихия, с другой – бедствие. На опережение никак не сыграть. Нельзя расчистить сегодня завтрашний снег. Нельзя сегодня предотвратить вчерашнюю катастрофу, она уже случилась. С ней надо как-то справляться.
Вообще говоря, самый простой способ избавиться от снега на улицах, во все времена было дождаться 1 мая. Потому что бороться со снегом зимой – это пчелы против меда. Даже при царе-батюшке управа закрывала глаза на то, что подрядчики, которые нанимались срочно очистить после снегопада Киевскую и прилегающую территории, торопясь, вывозили снег не за город, как уговаривались, а сбрасывали его на второстепенных улицах. В советское же время зимой снег из города вообще не вывозили – его сгребали по обе стороны от дороги, он и высился там целыми горами до самой весны. Это не плохо и не хорошо, не в пример и не в укор. Просто иллюстрация того, что уборка снега из города для коммунальных служб всегда была проблемой. Хотя бы потому, что всегда не хватало техники и рабочих рук, всегда недостаточно финансировалась. Технологии уборки, может, и меняются, но тротуары все равно расчищают дворники с лопатами. Никто из интернет-пользователей не хочет поработать ручками, а не пальчиками?
Хорошо купить миллион единиц снегоуборочной техники, но только что с ней делать девять, а по последним зимам так и десять месяцев в году? Где хранить, как беречь? Где одномоментно набирать столько специалистов? Как вообще найти баланс между разумной экономикой и экстренной необходимостью?
Сейчас в самые пиковые дни Тулу от снега круглосуточно убирали 200 единиц техники и 300 рабочих. Главная задача для них была – на всех магистральных улицах обеспечить нормальное дорожное движение, особое внимание уделить подъездам и подходам к учреждениям здравоохранения, образования и социальным объектам. По информации городской администрации, к 12 января вывезли 27 тысяч кубометров снежных масс. При этом за все дни новогодних каникул вдвое меньше – 13. Восемь бригад в ночь на 12 января отгружали снег с улиц Тургеневской, Гоголевской, площади Ленина; с остановочных площадок общественного транспорта у НПО «Сплав», «ул. Парковая», «ул. Речная», с пешеходных переходов на улицах Вильямса, на Щегловской засеке, Пузакова и других. Добропорядочные граждане, кроме загулявшей молодежи, в это время спят и вообще-то не обязаны следить, кто там работает на дорогах. Они думают, что и все остальные спят.
Давайте приблизительно прикинем. В Туле – примерно 750 улиц, площадей и проспектов. По одной единице техники где-то на четыре улицы. При том, что сначала надо привести в порядок главные магистрали, по которым все мы едем на работу. Возможно ли одномоментно убрать при таких стартовых условиях всё? Пусть каждый, особенно из тех, кто верит в чудеса, ответит на этот вопрос сам для себя.
Тем более, это на странном Западе можно попросить водителей в дни снежных катаклизмов не выезжать на личных автомобилях, и там послушаются. Где-то вообще штрафуют за то, что решил воспользоваться автомобилем в непогоду. В снегопад у них принято сидеть дома. Очистят дороги от снега, тогда и поедут. Но они и мороженое при минус двадцать на улице не едят, поэтому нам не указ. С нашими такой фокус не пройдет. Наши дорожники даже никакого преимущества перед автомобилями не имеют. То есть так чтобы три машины в ряд и почесали сначала в одну сторону проспекта, потом в другую – не получится. А если получится, то выпавшая за короткое время месячная норма снега покажется сказкой по сравнению с возникшим по этой причине транспортным коллапсом. Представьте только идущие крейсерской скоростью черепахи снегоуборочные машины, и сотни дружелюбных владельцев личных авто у них за спинами.
С владельцами личного транспорта вообще непросто. Как чистить главные магистрали, если по бокам припаркованы, за неимением лучшего, чьи-то автомобили. Дополнительный занесенный снегом ряд таких припарковщиков – это еще одна гарантия неминуемого затора. Хотя, вроде бы, по причине снега и коммунальщиков; не всеобщее же разгильдяйство в этом виновато.
Как чистить дворы, если в некоторые трактор не может даже въехать из-за припаркованных машин. В наш двор, например, заехал, поковырялся по центру и убрался восвояси – на большее никаких возможностей не было. Можно, конечно, требовать, чтобы управляющие компании своевременно оповещали жителей о том, чтобы они убрали в означенное время свои машины для уборки двора. Но даже если вдруг божьим провидением это случится, и все жильцы дома окажутся невероятно чуткими к подобным просьбам, где гарантия, что освободившиеся места тут же не займут залетные, которые срочно ищут парковки. Как там Жванецкий говорил – в драке не выручат, в войне победят. Это точно про нас. По мелочи мы особенно не стремимся слышать друг друга. Только когда уж совсем припрет.
Все написанное не стоит воспринимать как призыв оставить городские коммунальные службы в покое, без нашего критического пригляда. Все равно чем строже спрос, тем лучше спорится работа. Просто даже в самой непростой ситуации добрее надо быть друг к другу. Ведь все мы понимаем, что своих люлей, независимо от скорости очистки снега, коммунальщики все равно огребут – и от горожан, и от гостей города, и особенно от вышестоящего начальства. Каждому воздастся по его уровню. Просто, ругая кого-то, наверное, надо понимать, зачем ты это делаешь. Выпустить пар, потому что все достало, и еще сын двоечник, и нужен кто-то крайний; или действительно видишь, как можно что-то улучшить. Если видишь – скажи, посоветуй. На любой Горячей линии дельный совет с руками оторвут. Опять же, при любом раскладе, до 1 мая уже и не так далеко. Год-то новый, с новыми старыми проблемами, уже начался, значит дело побежало к весне.
Фото Игоря Копытова
Автор: Гусев Сергей