Кто заступится за золотистые коробочки
Новый год был бы совсем скучен, не порадуй всех нас, рядовых жителей Тулы, родная администрация. Буквально в канун праздника улицы города украсились массивными набалдашниками с лампочками, которые взгромоздили на не менее странного вида золотистые коробки. Завершали красоту простые бетонные плиты, лежавшие в основании, и шнурочек электропроводки, протянутый вверх.
Украшение настолько поразило всеобщее воображение, что о нем не написал только ленивый. Чтобы не смешить народ дальше, конструкции убрали с привычных мест и передвинули ближе к зданиям как украшение входных групп в магазины.
Игрушки выполняют свою праздничную роль, и уже мерцают таинственным светом, как только начинает темнеть, а темнеет сейчас довольно рано. Положа руку на сердце, смотрятся они не так уж и плохо на вечерних улицах. Однако вся эта история в очередной раз заставила подумать вот о чем. Ведь вся эта фигня на коробочке кем-то разрабатывалась, придумывалась, утверждалась. То есть, по сути, был ряд людей, которые отвечали за ее разработку и внедрение. Почему же они по-партизански молчали, когда их креатив начали публично полоскать все подряд?
Есть же, в конце концов, «Черный квадрат» Малевича. Мы можем как угодно относиться к этому произведению, но, по крайней мере, у него есть заступники, которые всегда готовы объяснить, что сие творение означает. Между прочим, в истории зафиксированы случаи, когда «Черный квадрат» пытались подделать, и довольно успешно. А что попало подделывать не будут. Может, и сейчас какой-то неизвестный мастер на Крайнем Севере или Бескрайнем береге Черного моря сидит и подделывает наши тульские золотистые коробочки, а мы об этом даже не подозреваем.
Почему же никто не заступился за свое детище, не разъяснил нам, недалеким, авторский замысел? В конце концов очень много людей лишены вкуса и таким образом нас могли приобщать к чему-то высокому. Ну, правда, почему? Люди старались, творили, делали. Надо уважать и ценить чужой труд.
Давайте и правда оценим.
Любую композицию сначала, по хорошему, надо нарисовать, потом утвердить, закупить материал, вставить лампочки. Это все трудозатраты. Ну хорошо, судя по конечному результату, вполне вероятно ничего этого не было. Просто зашли на склад и выбрали на что глаз упал. Но ведь и после все эти сооружения надо было погрузить, посадить в автомобили рабочих, заказать спецтехнику, сжечь сколько-то бензина, смонтировать и, отойдя в сторонку полюбоваться творением своих рук. А потом – в обратном порядке. Отойти в сторонку, посмотреть что натворили, убрать коробки, погрузить их в машины, сжечь еще сколько-то бензина. В итоге работа занимает все время, на нее отведенное. Но в любом случае она не бесценна, а имеет вполне себе конкретную цену. Не субботник же. Из чьей зарплаты вычли эти расходы?
Автора! Озвучьте, наконец, автора.
И вообще, есть ли он, автор, у тех затей, которые последнее время появлялись и будут еще появляться на улицах Тулы? Есть ли в городе человек, должность которого гордо именуется главный архитектор? То есть человек, в обязанности которого решать, как будет развиваться облик нашего любимого города? Во всяком случае, в интернете удалось найти лишь ссылку на управление градостроительства и архитектуры. В этом управлении есть начальник, заместители и даже консультант. А вот главного архитектора нет. Отдел застройки есть, отдел реализации программ и отдел территориального планирования и землеустройства. Но архитектурный облик города удостоился только сектора – после застройки и землеустройства.
Возможно поэтому нам никто так и не объяснил до сих пор толком ни суть появления летом уродливых могильных вазонов на проспекте Ленина, ни, тем более, тонкостей развития Хлебной площади, которая, похоже, в скором времени кардинально поменяет свой облик. Народ безмолвствует. Создается впечатление, что развитие города в целом давно уже никто не рассматривает. Он поделен на делянки, у каждой из которых свой хозяин. Вот сейчас локально будут решать вопрос Хлебной площади, окруженной, между прочим, постройками, ценность которых в истории Тулы несомненна. Это дома, где жили создатель парка Белоусов, кондитер Козлов, писатель Глеб Успенский, где бывали Лев Толстой, дочь Пушкина Мария Гартунг, глава Временного правительства князь Львов. А еще исторические здания Женской гимназии и воскресной Тулубьевской школы. У кого хотя бы спросить о том, как власти видят будущее своего исторического наследия в свете реконструкции этой части города? А заодно узнать, как так получилось, что в районе Гоголевской такие же исторические постройки регулярно горят и разрушаются?
Да и появись вдруг должность главного архитектора, не факт еще, что он будет иметь право определяющего голоса. Печальный опыт прошлого указывает на то, что архитектурные решения у нас принимаются скорее волюнтаристски, в зависимости от политического момента и желания высокого начальства. Именно так вдруг одномоментно на проспекте Ленина от стадиона до Первомайской появился зачем-то квартал фонтанов, которые быстро пришли в негодность и рано или поздно их раскурочили. Тоже, между прочим, денег стоили.
Именно так была обезображена площадь перед памятником Толстого, на которую нагромоздили гранитных плит с цитатами классика. Кто-то скажет: что же плохого, что нам хотя бы таким образом напоминают о существовании автора, который писал не только толстые книжки, но и короткие умные мысли. А плохо хотя бы то, что сам Лев Николаевич был против такой монументальности. Он даже не хотел, чтобы ему ставились памятники, потому что, по мнению Толстого, лучший памятник – его произведения. Именно потому и творение группы авторов этого сооружения отличалось простотой и лаконичностью, без излишеств. И уж конечно им и в страшном сне не приснилась бы нынешняя аляповатость.
Правда, в любой бочке дегтя всегда найдется половничек меда. Зато мы все отметим Новый год со Снегурочкой, которую установили на главной площади города. Конечно, поначалу она больше походила на Снежную королеву – все ж таки дылда десяти метров роста. Ну какая тут внучка. Опять же Снежная королева все поэлегантнее снежной бабы, не сочтите за сексизм. Но когда нам рассказали, что это Снегурочка, мы сразу ее узнали. И, в общем, в этом творении есть и вкус, и креативный замысел – без иронии.
Единственное, обычно ведь бывает как. Приходит к детишкам Дед Мороз, скидывает мешок с подарками и радостно зовет всех к себе. Детишек – в круг, и начинает к ним приставать: а ну-ка, давайте позовем Снегурочку. И детишки кричат хором, пока Снегурочка не выбегает из-за кулис.
Теперь же, по-видимому, будет обратная сцена. Расстроенная одиночеством Снегурочка в ожидании полуночи призовет нас на поиски Деда Мороза. И не пугайтесь, люди с богатой фантазией. Мол, если внучка вымахала такой большой, то какой же будет дедушка. No problem. Дедушка будет правильный. Потому что наш правильный Дед Мороз, чем ближе полночь, тем менее крепко стоит на ногах. Выходить ему и не на надо, достаточно подать откуда-нибудь по радио голос, и мы все поймем, что Дедушка просто устал, ему пока не до нас. И внучка Снегурочка тоже поймет.
Да и вообще! Улыбайтесь. Новый год он для того и новый, чтобы по новому взглянуть на все, что уходит уже в прошлое, и на то, что сулит нам ближайшее будущее.
Пусть у нас и у нашего города все будет хорошо!
Автор: Гусев Сергей