• Курсы валют:
      USD 99.23
      EUR 103.30
02.12.2021

Чокнутые. В Тульском театре рассказали, из чего состоит счастье

Наступление зимы в Тульском академическом театре драмы встретили теплой историей о человеческих взаимоотношениях «Как Зоя гусей кормила». Необычное название спектакля предполагало и необычное действие. Собственно, так и получилось.

Даже в наше непростое время, когда вокруг маски на лицах и куар-коды в карманах, люди все равно продолжают ходить в театр. Мы ведь все-таки продолжаем надеяться, что куар-коды – это временно, а то, о чем должны говорить в театре – вечно. Зал на премьере нового спектакля Тульского академического театра драмы, по меркам непростого нынешнего времени и среды – макушки недели был полон.

Пересказывать содержание истории, которую только начали показывать, как-то слишком бессердечно. Зачем лишать удовольствия зрителей проследить за развитием спектакля, тем более интересного спектакля, самим? Разве что в двух словах. Юная деревенская простушка Женя (Евгения Дороничева) поселяется в квартире пожилого научного сотрудника с его слегка полоумной мамашей, которая вдруг передумала умирать. Приятель, устроивший всю эту историю, был уверен, что все пойдет по простому. Ведь к жизни надо относиться проще. В доме появится женщина, которая будет ухаживать за хозяином дома днем, и засыпать в его объятиях со всеми вытекающими последствиями ночью. Кто же знал, что девушка окажется такой же слегка чокнутой, как и все остальные обитатели дома.

По сути спектакль – это разговор о человеческом счастье и о том, из чего оно состоит. Ведь оно же из чего-то состоит. Есть какие-то нюансы, флюиды, когда одному все идет в руки само, а другой, как ни крутись, все равно будет помнить, что жизнь ему что-то задолжала. Вот и к хозяину дома Владимиру (Андрей Сидоренко) вроде интерес женщин присутствовал с юности, ему было чем обаять, а в итоге живет бобылем, да еще с приглядом строгой, капризной мамы.

Показательно, что на вопрос о том, сколько ей лет, мама Зоя отвечает уверенно, что сто. Цифра эта настолько круглая, что при желании вполне допускает интерпретации. Может и не сто, а девяносто или даже все шестьдесят. Сути дела-то это не меняет. Есть старая, спохватившаяся, что чего-то недополучила в этой жизни женщина и ее великовозрастный маменькин сынок, которому и смелости не хватает думать, что в его судьбе может появиться кто-то третий. И тоже, по сути, профукавший уже все на свете.

Похоже, что на свалившуюся как снег на голову Женю как на молодую привлекательную женщину хватает воображения смотреть только тому самому приятелю с говорящей фамилией Плотский (Вячеслав Федотов). Он, кстати, единственный из героев пьесы, кто обозначен по фамилии. Остальные по именам или ремеслу – Зоя, Владимир. А есть еще Уборщица (Наталия Забарова), время от времени, как многие случайные свидетели событий в чужой жизни, начинающая бурно в нее вмешиваться.

Для Зои молодая девушка в какой-то степени отображение самой себя. Она ведь тоже в юности сбежала за переменами из деревни в город. А для ее сына Владимира скорее дочь, именно потому у него и нет на ее счет никаких плотских фантазий. Это всего лишь наивный, необразованный ребенок, которого он готов учить всему и помогать состояться в жизни. Поэтому Владимиру достаточно гладить Женю по головке, а не по другим частям тела.

Любовь, конечно, во всем этом присутствует, но любовь скорее отеческая. Та отеческая любовь, которая этой парочке уже не светит. Зоя даже не мечтает о внуках, если вообще когда о них мечтала, а Владимира удовольствие постоянно помнить о ссаных пеленках и о том, как бы не подгорело молоко для кашки, видимо, тоже уже миновало. Когда этого нет, об этом не задумываешься. Когда это вдруг появляется, приходит прозрение, что жизнь лишилась какой-то важной своей части. А все потому, что Зоя, по ее словам, в сорок лет похоронила себя как женщину и сосредоточилась на заботе о собственном сыночке.

Поделюсь своими наблюдениями. В журналистской практике часто приходится общаться с самыми разными людьми. И вдруг в какой-то момент пришла удивительная истина. Выросшие, давно ставшие взрослыми дети с наибольшей радостью вспоминают о родителях, которые за ними и следили-то кое-как. Но зато были счастливы сами. Ходили в какие-то свои походы, ездили в турпоездки, собирались с друзьями. Похоже, что ген счастья передается по наследству собственным примером, а не по приказу. А когда вот так – под контролем, можно быть довольным лишь тем, что ребенок и в шестьдесят лет по-прежнему слушается маму.

Пьеса «Как Зоя гусей кормила» на самом деле достаточно смелый выбор для молодого постановщика. А ведь для режиссера Анны Терёшиной это первый спектакль на большой сцене в Туле. При всей привлекательности сюжетных коллизий, за которыми можно было бы спрятаться, текста в пьесе не так и много. Зато много пространства для актерской игры, режиссерских замыслов, которые еще надо осуществить. В тульском спектакле появился такой персонаж, как Зоя в детстве, в исполнении Юлии Школьниковой. Для человека, который пытается переосмыслить свою жизнь на склоне лет, наверное, это естественно – вспоминать себя в детстве и защищаться от сегодняшних невзгод трогательными объятиями с маленькой выдуманной девочкой. Ведь реальная внучка-девочка так и не состоялась.

При этом – невиданное для нынешнего времени дело: постановщик сохранила открытый финал в спектакле. Хотя теперь же в фаворе не мучить зрителей раздумьями, а четко и конкретно объяснить чем дело кончилось и когда там у них свадьба. Открытый финал, заставляющий прокручивать в голове увиденное и после спектакля – безусловно, одно из достоинств всей истории.

Конечно, роль Зои – безусловный актерский подарок. Не зря именно под этот спектакль перенесли празднование юбилея Ирины Васильевны Федотовой, которой в сентябре исполнилось восемьдесят лет. Удивительное дело, в Туле она уже более тридцати лет – с 1989 года. Приехала сюда вместе с мужем – Александром Поповым, который тогда стал художественным руководителем театра.

Если из нынешнего года вычесть ее возраст, выяснится, что Ирина Васильевна еще и военный ребенок. Родилась она в сентябре 1941-го, в бомбоубежище московского метро. Так что ее биография – это и отражение биографии нашей послевоенной страны, со всеми ее трудностями и радостями. Правда, в отличие от героини спектакля, жизнь ее была более насыщенной. Традиционная для актрисы, да еще супруги режиссера. Куда муж, туда и она: Красноярск, Вологда, Свердловск, Минск, Куйбышев. И, опять же, замечательная дочь, сорок шесть лет счастливой семейной жизни. И в профессии она состоялась. Героини Ирины Федотовой узнаваемы, точны и разнообразны в своих амплуа. В них и любовь, и лукавство, кокетство, житейская мудрость. Настоящая жизнь, в общем.

После окончания спектакля состоялось чествование Ирины Васильевны. Были цветы и заветные конвертики с вложенными в них подарками, которые вручил художественный руководитель театра Дмитрий Краснов. А также дружеское и сердечное поздравление от коллектива театра.

Затем слово предоставили самой виновнице торжества.

– Когда я была еще юная, мне было года 23, я думала: Боже, пятьдесят лет, я, наверное, никогда не доживу до этого возраста. А вот и до восьмидесяти дожила. И не просто дожила, еще работаю, и бегаю, скатываюсь с горки. Спасибо, дорогие зрители, что вы со мной столько лет рядом, что мы вместе, вы меня любите, я в этом уверена, чувствую это. Потому что и я для вас работаю на двести процентов. Приходите к нам. Я вас буду всегда ждать.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle