Календарь истории. 2 мая: в Тулу вернулись участники автопробега Москва – Орел
Около двух часов дня 2 мая 1911 года через Тулу проехали большинство автомобилей пробега Москва – Орел. Еще несколько миновали Тулу в первой половине дня. Часть автомобилей, по описанию «Тульской молвы», украсившись в пути зелеными ветвями и цветами, представляли очень красивое зрелище.
Старт пробегу был дан 30 апреля. Всего записалось 22 участника. Один из них – А. Н. Рапопорт шел вне конкурса на гоночном «Грегуаре». Также в пробеге принимали участие три автомобиля марки «Лоррен» Дидриха, по два – «Минерва» и «Лорелей», а также «Фиат», «Л.Д.», «Берлие», «Глайд», «Итала», «Дарак», «Митчел», «Лаурин Клемент», «Жермен», «Берлио», «Ф.Л.». На одной из машин ехали врач и председатель автомобильного общества кн. Н. С. Щербатов.
Всего в автомобильном пробеге участвовали от 80 до 90 человек, в том числе 6-8 дам. Большинство участников пробега решило и обратно в Москву ехать на автомобилях. Правда, сразу же после запланированной в Орле одноверстной гонки, с тем, чтобы ночевать в Туле, отправились всего два или три экипажа, остальные спортсмены стартовали лишь на следующий день. Перед стартом гонки многие члены общества выехали в Орел по железной дороге.
Самые азартные любители автоспорта отправились посмотреть на пробег автомобилей за город, но их ждало разочарование. Автомобилисты ехали со скоростью не более 25-30 верст в час.
В 10 утра 30 апреля на улицах Тулы по пути следования автомобилей заметно было оживление, которое увеличилось по мере приближения полудня. Много было публики на отдаленной Миллионной улице, нынешней Октябрьской. Причем особенно много ее было около Московской заставы. Примерно в четверть первого показались клубы пыли по московской дороге и скоро, уменьшая ход, пролетел заставу автомобиль «Фиат» А. Л. Самойлова. Почти тотчас подошли и следующие автомобили. На машине Н. П. Крылова «Лорелей», отмеченной знаком красного креста, ехал врач.
Около 25 минут первого автомобилисты подъехали на двор дома гостиницы Н. Э. Чайкина, причем командиром было отдано распоряжение всем ехавшим в автомобилях выйти из них. Таким образом, от современной Пузакова до современной Каминского по булыжной мостовой спортсмены домчались минут за 15-20.
Вслед за тем, как гонщики вышли из машин, они отправились в гостиницу, где пообедали. В начале третьего часа дня был дан сигнал к отправлению.
Проводить автомобилистов собралась огромная толпа народа, причем даже в правительственных заведениях, расположенных на Киевской улице, временно прекращены были занятия и чиновники высыпали на улицу.
«Идущие непрерывной лентой автомобили представляли очень красивое зрелище, причем с них сделан был местными любителями-фотографами ряд снимков», – описывала «Молва».
При отъезде из Москвы с автомобилем одного из участников гонки А. А. Бабанина произошло несчастье, и он вынужден был возвратиться с пятой версты. Отстал в дороге Н. В. Людэ на автомобиле «Митчел». Вследствие какой-то неисправности и при подъеме в гору около окружного суда на Киевской улице при отъезде из Тулы внезапно встал автомобиль Ф. Ф. Гартунга «Жермен». Пробившись несколько минут, автомобиль был налажен и тронулся в путь.
Автор: Гусев Сергей