• Курсы валют:
      USD 86.57
      EUR 93.66
13.11.2020

Календарь истории. 13 ноября: в Туле побывал дирижабль «Комсомольская правда»

13 ноября 1930 г. Тула готовилась к проведению декада обороны с целью мобилизовать внимание трудящихся масс к укреплению обороноспособности СССР.

В канун этого мероприятия Тульская организация осоавиахима, отчиталась, что нарастила число своих членов до 29 тысяч человек. И если еще год назад осоавиахимовцы в основном занимались изучением винтовки и мечтали о том, чтобы пострелять, теперь массы изучали саперное дело, связь, кавалерийское дело, планеризм, моторное дело и т. д. Туляки завоевывали воздух, открыли свою летную школу, организовали курсы планеристов.

Особое внимание призывалось уделять дирижаблестроению. В следующем, 1931 году, будет запущена государственная дирижаблестроительная программа. А пока – сдавали деньги. На строительство новых дирижаблей трудящиеся Тулы жертвовали в цехах предприятий, в учебных заведениях, делали частные взносы. В то время дирижабли были еще диковинкой, вызывавшие огромный интерес.

Именно в пропагандистско-агитационных целях и прилетел в Тулу на несколько часов 13 ноября дирижабль «Комсомольская правда». Приземлились, провели короткий митинг, погрелись в лучах славы, и отправились назад.

Этот дирижабль также был построен благодаря сбору средств, который был организован газетой «Комсомольская правда». Всего советские люди передали на эти цели 12 000 рублей. Строили дирижабль студенты Высшего аэромеханического училища на основе его предшественника — дирижабля Московский химик-резинщик (МХР). Поставили авиационный двигатель BMW мощностью 185 лошадиных сил, гондолу прикрепили к оболочке не веревочными стропами, как раньше, а металлическими тросами. Оболочку же изготовили из материала старых русских военных привязных аэростатов системы «Парсеваль», сохранившегося на складах со времен Первой мировой войны. Окончательную сборку и наполнение газом произвели в овраге в подмосковном Кунцеве. В этом же овраге дирижабль «КП» нашел стоянку и в 1930-м, и в следующем году.

В полеты на короткие расстояния «Комсомольская правда» могла брать 12 человек.

Первый полет дирижабль совершил 29 августа 1930 года. Командовал экипажем Е. М. Опман. Он же был командиром экипажа, который прибыл в Тулу. Всего в 1930 году дирижабль совершил 30 полетов, а в следующем году еще 25.

В 1932 году дирижабль отправили на полную реконструкцию, присвоив потом новый шифр СССР В-4. С 6 ноября 1932 года он опять начал летать, и даже принял участие в параде на Красной площади 7 ноября.

После катастрофы «Челюскина» была идея спасать со льдины героических полярников дирижаблями. Но пока они добрались по железной дороге до Владивостока, спасательную операцию произвели самолетами.

В разобранном виде СССР В-4 хранился в деревянном эллинге «Дирижаблестроя» в Долгопрудном, и пал жертвой стихии. 10 августа 1934 года от удара молнии в эллинге начался пожар, и все находившиеся тут дирижабли сгорели.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle