• Курсы валют:
      USD 99.93
      EUR 103.29
19.12.2024

Чувство Времени

 

Рецензия на роман Александра ЛАПИНА «Копье Пересвета»

В издательстве «Вече» вышел новый роман Александра Лапина «Копье Пересвета». Книга является сюжетным и логическим продолжением получившего высокую оценку читателей романа «Крымский мост», увидевшего свет в 2019 году. В центре повествования – Олег Миров, собирательный образ нашего современника, объединивший в себе черты многих реальных людей. Крушение СССР поставило крест на его карьере морского офицера; но, человек решительный и умный, он сумел встроиться в «дивный новый мир», создать процветающий бизнес и составить себе положение в обществе, не пожертвовав при этом принципами чести и порядочности. В «традиционном» романе об успешном успехе – жанре весьма и весьма популярном – на этом месте была бы поставлена точка. И поклонники подобной литературы расхватывали бы его как горячие пирожки. Но Александр Лапин обращается к иной аудитории.

Поиск смыслов становится главной задачей

Писатель вошел в большую литературу с сагой о своем поколении. Люди в зените жизни, в самой плодотворной ее поре, внезапно оказались в центре апокалипсиса, когда рушилось все – от государственных устоев до нравственных. Роман-эпопея «Русский крест» был адресован всем, кто, полной чашей испив этот горький опыт, нашел в себе силы выстоять и жить дальше, не утратив человеческого достоинства. Вокруг автора очень быстро сформировался круг читателей, которым интересны литературные герои, похожие на них самих. Таким они готовы сопереживать, поскольку сами так же думают, любят, страдают, мечтают. И, главное, разбираясь в перипетиях их судеб, начинают лучше понимать, что происходит в собственной жизни. Каждая книга автора - это откровенный, порою трудный, но всегда очень душевный и искренний разговор с читателем. Иначе его и затевать не стоит – для Александра Лапина это аксиома.

Его собеседник ищет в литературе не сладких сказочек, позволяющих на время забыть о житейских проблемах, и не простых рецептов в духе «как стать миллиардером и заставить весь мир плясать под твою дудку», но пищи для души и ума, «информации к размышлению» о том, для чего человек приходит в этот мир. Поиск смыслов стал едва ли не самой насущной задачей для тех, кто изо всех сил сопротивляется навязываемой западной «цивилизацией» антикультуре потребления всего и вся, включая человеческие жизни. Это очень нелегко, порой кажется, что противник сильнее и изощренней, а тебе самому не хватает надежной опоры.

Понимая своего читателя, Лапин всегда приводит героев в некую точку невозврата, пройдя которую их жизнь меняется необратимо. В мгновение ока благополучный мир Олега Павловича рушится, погребая под обломками его такую уютную и, казалось бы, прочную картину бытия. Подобно героям великих романов прошлого, он отправляется странствовать по миру, чтобы в итоге найти нового себя и начать жизнь с чистого листа. Финал. Точка? Отнюдь – «Крымский мост» завершается экзистенциальным многоточием.

О продолжении «позаботилась» Большая история

Александру Лапину, как правило, очень не хочется расставаться со своими героями. Нелюбовь к закрытым финалам можно считать одной из характернейших черт авторского стиля писателя. Его логика понятна: мир меняется, жизнь продолжается, значит, и с твоими героями непременно должно произойти что-то важное, о чем, конечно же, нужно рассказать читателям, успевшим полюбить, почти породниться с ними. Для Лапина, автора с обостренным чувством времени, это, пожалуй, является главным стимулом к творчеству. Персонажи эпопеи «Русский крест» встретились друг с другом на страницах следующего романа писателя – «Святые грешники», а кое-кто добрался и до «Крымского моста». После его выхода и критики, и читатели задавались вопросом: будет ли продолжение, ведь характерам героев было куда развиваться.

Два романа разделяют всего пять лет. Но каких! Зная особенности творческого метода Александра Лапина, можно считать появление «Копья Пересвета» закономерным. Скажем больше – об этом «позаботилась» Большая история, заложив за это время такой оверштаг, какой не каждому государству по силам (что, собственно, и происходит со старушкой Европой и ее заокеанским «поводырем»). 2022 год изменил ход мировой истории. Можно сказать, сам род людской оказался в положении витязя на распутье.

Александра Лапина всегда отличал глубокий интерес к догматике основных мировых религий и принципам, заложенным в фундамент наиболее распространенных эзотерических практик. Это позволило ему рассмотреть проблему выживания человечества и дальнейшей эволюции планеты Земля под необычным ракурсом, выстроив таким образом внешнюю сферу романа. Идея «Религии творчества» как квинтэссенции мудрости, накопленной человечеством за тысячелетия своей истории, вплетена во многие произведения автора, но в контексте сюжета «Копья Пересвета» воспринимается особенно актуально.

Структура романа – как строение Земли

Три внутренних сферы романа «вложенностью» друг в друга напоминают строение Земли: кора – мантия – ядро. Уровень «коры» – это, собственно, «дорожная история». Олег Миров, обосновавшийся в Калининграде, обдумывает проект превращения руин какого-нибудь рыцарского замка, коих в тех краях с полсотни, в туристический кластер. «Изюминкой» для любознательной публики должны стать некие артефакты Тевтонского ордена, на поиски которых он и отправляется. Но судьба неожиданно подкидывает ему тайну совсем иного, высшего порядка. Священная реликвия, запечатленная на страницах русской истории – копье инока Пересвета – занимает все его мысли, и странствие по русским рекам, которое ему предстоит совершить, принесет куда больше пользы, чем кругосветка из романа «Крымский мост» (мы же говорили, что лапинским героям всегда есть куда развиваться!). Из Петербурга – на Валаам, оттуда – в Кирилло-Белозерский монастырь, дальше – в Углич, Ульяновск, Самару, Саров.

Уровень «мантии» составляют своего рода эссе на сюжеты из отечественной истории. В ней, как известно, сплошь и рядом встречаются события и персоны, к которым дихотомия «черное-белое» неприменима. Автор старается помочь своему читателю научиться мыслить нелинейно, воспринимая исторические личности и их деяния во всей многогранности и противоречивости.

 

Был ли на самом деле заинтересован Борис Годунов в смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного от седьмой, непризнанной церковными властями жены? Что превратило Володю Ульянова, примерного сына добропорядочных родителей, в кровожадного вождя, вознамерившегося сделать свою страну запалом к бомбе мировой революции? Почему в Лаврентии Берии большинство упорно видит только организатора депортации народов и сластолюбца, «стыдливо забывая» о том, что именно он сумел в разоренной войной стране обеспечить промышленную базу для реализации советского атомного проекта? Таких вопросов на страницах «Копья Пересвета» много. Дискуссии на самые разные исторические темы, которые с таким увлечением ведут герои романа, во многих читателях разбудят не просто интерес к прошлому нашей страны, но стремление видеть в нем единство противоположностей.

«Ядро» романа представляет собой сплав отточенной документалистики, отражающей сегодняшний день, с философским взглядом на будущее, которое зарождается в его недрах. По мере того, как одна глава сменяет другую, Олег Миров приближается к своему персональному рубикону. Автор приводит главного героя в охваченный войной Мариуполь, заставляет заглянуть в лицо смерти, чтобы с новой силой и остротой осознать глубинную сущность Жизни и своего места в ней.

Осмысление событий, которыми живет страна, так сказать, в режиме реального времени, для писателя – задача сложная. Литературе, в отличие от публицистики, как правило, необходима известная дистанция. Но есть авторы, и Александр Лапин как раз из их числа, которые не могут и не хотят ждать, пока сегодняшний день станет пусть и недавним, но все-таки прошлым. Потому, что на фронте протяженностью в две тысячи километров идет сражение, от исхода которого зависит не только будущее нашего Отечества, но, с большой вероятностью, и то, куда пойдет дальше человечество: тропою войн – к собственной гибели и уничтожению планеты или дорогой нравственного возрождения – к миру, основанному не на «правилах», а на взаимном уважении народов.   

16+

Андрей БОРОДИН

 

Комментарии для сайта Cackle