Александр Лапин: «Творчество – это высшее удовольствие»
Автор романа «Святые грешники» раскрыл секреты мастерства и выразил свое отношение к самым актуальным темам.
Писатель, журналист и издатель Александр Лапин пообщался с воронежцами о современной литературе, религии и даже футболе. 21 июня он провел встречу в областной библиотеке им. Никитина. Разговор начался с теплого обращения к читателям:
- Прекрасно понимаю, что желающих воспользоваться вашим временем сейчас много: интернет, телевидение, радио… Поэтому огромное спасибо, что вы пришли, чтобы поговорить со мной. Писатели, какими бы они наглыми и самонадеянными ни выглядели - люди ранимые и робкие. Когда работают над книгой, всегда задумываются: а нужно ли это кому-то? Заинтересует ли кого-то? Когда я встречаюсь с читателями или хотя бы с любопытствующими людьми, понимаю: значит, мой труд кому-то нужен. И всегда подпитываюсь вашей энергией.
О святых и грешниках
Александр Лапин рассказал, как сага о поколении «Русский крест» привела его к философскому роману «Святые грешники».
- На одной из прошлых встреч меня спросили: в какой мере вы реализовали себя как писатель? Насколько смогли высказаться? Я ответил, что раскрыл лишь 30% всего, что знаю и чувствую. Сегодня, после появления романа «Святые грешники», могу назвать другую цифру: 50%. Замысел «Русского креста» был такой. Я слышал мнения, что 1990-е годы в истории России – как провальная яма, как безвременье. Якобы в этой ситуации люди не жили, а существовали. И мне хотелось рассказать, что наше поколение жило и действовало, что это было время, когда рождалась новая Россия - Россия, в которой мы сейчас живем. То, что случалось с людьми, удивляло. Так, мой бывший коллега по журналу «Автомобильный транспорт Казахстана» отправился работать в ГАИ. И вот спустя сорок лет я нахожу его в качестве предводителя местного казачьего войска! Каким образом к своим семидесяти годам он превратился из гаишника в атамана? В это время происходили удивительные вещи! Если бы не 1990-е, кем бы я стал - по той линии, по которой двигался? Был бы, наверное, собственным корреспондентом газеты «Правда» - это потолок для журналиста. Имел бы номенклатурную дачу и машину, писал бы «правильные» заметки. Но когда произошел распад великой страны, смена экономического строя, то я прошел школу Москвы – стал большим начальником в «Комсомолке», потом приехал в Воронеж, начал издавать газеты и журналы. «Русский крест» - это рассказ об удивительных судьбах людей. Таких перемен не было со времен революции 1917 года. Развал экономики был более страшный, чем даже во время Великой Отечественной. В начале сороковых мы потеряли 40% ВВП, а в годы реформ девяностых – все 50%. Но в итоге построили государство. Нравится ли оно кому-то или нет, но сегодня Россия существует и выходит на ведущие роли в мире, ищет свои собственные пути.
Так о чем же рассказывает книга «Святые грешники»?
- Во время работы над «Русским крестом» не было желания говорить о духовных исканиях героев: они выживали, строили семьи, строили бизнес. Но с этими людьми происходили еще и огромные внутренние метаморфозы. У меня самого накопился большой опыт: 27 лет изучал историю религии, культов, существующих и исчезнувших. Когда «открылись ворота» и появилась возможность выехать за границу, я был в числе первых, кто стремился посмотреть мир. Из этих путешествий привез свое представление о том, как развивается религиозная жизнь. С одной стороны, в современном мире религия отмирает, с другой – повсюду бушуют религиозные войны, что связано с разными представлениями о том, как должны жить люди. Что тут главное? Если отжать основной смысл, по мере духовного роста человечества меняется его представление о Боге, о душе, о своем месте в мире. И все практики, которые используют высшие монахи, ведут к главной цели - успокоению разума. После того как эмоции утихают, человек меняет свое сознание. Через вас свободно идет энергия, вы становитесь спокойными и сильными. Название «Святые грешники» - парадоксальное, потому что в каждом есть и святой, и грешник. Во время работы я стремился как-то по новому повернуть свое творчество, поэтому соединил в книге разные направления: от охотничьих историй до эротического романа. Сейчас пишу роман-путешествие «Крымский мост». В центре внимания - история присоединения Крыма к России. Там будет сюжет совсем другого плана: как мы себя ощущаем, чего хотим в этой жизни, каким образом в нее встраиваемся.
Об использовании времени
У Александра Лапина спросили: а когда писать, если утром – работа, вечером – семья?
- Освободить время для творчества очень просто. В какой-то момент я понял, что смотреть телевизор не нужно. Это бесполезное занятие. Еще нужно перестать медитировать со смартфоном, который постоянно носишь с собой. Я делаю так: встаю ранним утром, когда голова еще ничем не забита, и сажусь за стол, начинаю писать. И ты чувствуешь кайф, потому что сделал что-то полезное, настроил свой мозг на творческую волну. О чем, отчасти, и моя книга – сегодня от нас требуется творческий подход. Бог – не только Всемогущий и Всерешающий, он еще и Творец. И требует от людей сотворчества. Причем не обязательно в сфере искусства. У меня есть герой, который умело и творчески пасет коров. Творчество – это удовольствие даже более высокое, чем самая вкусная пища, чем секс, чем любые наркотики. Потому что в этот момент ты приближаешься к Богу и творишь вместе с ним.
Курсантов, которые присутствовали на встрече, заинтересовало, как выделить время для творчества, если распорядок четко регламентирован.
- Когда я служил в сержантской школе, к нам однажды пришел подполковник. Он сказал: вы будете дураками, если не используете возможность для своего развития. Два года вас кормят и одевают, у вас нет никаких забот, нет семей, вы как монахи. Ребята, не сидите, развивайтесь – не только телесно, но и духовно. Эта речь запомнилась по сей день. Во время службы старался использовать каждую минуту.
Об искусстве и футболе
Александра Лапина попросили прокомментировать скандалы, которые бушуют вокруг Платоновского фестиваля.
- Не могу судить о культурной программе фестиваля - я не специалист в театральных спектаклях. Но что касается литературы - меня всегда неприятно поражает одна вещь, которая повторяется из года в год. У нас выступают лишь писатели либерального толка. Кроме Быкова и прочих есть Поляков, Прилепин. Почему не приглашаем воронежских писателей, ведь им тоже надо дать возможность высказаться? Я сначала наблюдал за фестивалем, а теперь перестал. Такая, видимо, позиция у его организаторов.
«Судя по вашим публикациям в «Фейсбуке», вы не являетесь футбольным болельщиком. Почему?» - спросили у Александра Лапина.
- Живу долго, и все эти годы вокруг футбола были какие-то страсти. Уже лет 60 все надеются на чудо и пытаются его приблизить. За последнее десятилетие мы на миллиард и двести миллионов долларов купили игроков, чтобы они нас развлекали. И ничего. Не смотрю футбол, потому что не хочу видеть чужие праздники. Да, последние победы нашей команды похожи на то самое чудо. Но опыт жизни показывает, что ничего не получится. Все просто: мы северная страна. В сентябре уже отопление включают - какой футбол? Чтобы играть как бразильцы, надо заниматься этим каждый день. А вот если бы мы продували в хоккее, тогда, и правда, было бы стыдно.
Текст и фото: Станислав ШЕВЧЕНКО