Как Тульский кремль с лица земли стереть хотели
И не раз. И не только во времена нашествий татаро-монгольских войск. А гораздо позже. Почти совсем недавно. По историческим меркам, так и вовсе – буквально вчера.
От истоков
Начнем в того, что существуют версии появлении Тульского кремля. В летописных рассказах о строительных работах упоминаются два «града на Туле»: деревянный и каменный.
Историки по-разному объясняли хронологию этапов строительства «градов», их расположение и внешнеполитические обстоятельства, которые привели к появлению самого южного кремля России. Все эти проблемы порождает скудость письменных источников. И все же их анализ и интерпретация дает возможность описать историю появления Тульского кремля.
Основная и наиболее распространенная версия гласит: в связи с возрастанием военной опасности со стороны Крымской орды, Василий III в 1507 году повелел заложить в Туле, на левом берегу реки Упы (оставив старое городище при речке Тулице), дубовую крепость. При этом деревянный сруб имел вид вытянутого полукруга. Острог был вооружен немецкими и московскими пищалями и пушками, а закончен был в 1509 году и простоял 231 год. При этом, еще в 1514 году внутри дубовой крепости, по примеру московского кремля, Василий III повелел заложить «каменный город», построенный к 1520 (1521) году. Воскресенский летописный свод под 1509 годом сообщает о строительстве кремля: «Повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето поставлен град камен».
Однако дошедшие до наших времен летописи утверждают, что Тула впервые была упомянута на год раньше, чем Москва, то есть в 1146 году. Эту дату, мы, кстати, считаем официальной для празднования в нашем регионе. То есть получается, что первая деревянная крепость была построена гораздо раньше, чем в начале XVI века, когда эти земли вошли в состав Московского княжества!
- Разгадка проста, - утверждает кандидат исторических наук, старший сотрудник Государственного исторического музея Александр Лаврентьев, который на днях проводил на эту тему лекцию в музее «Тульские древности», - предыдущая тульская крепость находилась в районе впадения реки Тулицы в Упу, то есть чуть севернее того места, где великий князь Василий III повелел заложить новый деревянный острог, а первые тульские укрепления относятся еще к XII веку. Если ориентироваться по современному городу, это приблизительно территория Машиностроительного завода. Но данная деревянная крепость служила исключительно фортификационным сооружением, никаких бытовых построек на ее территории не было.
Потоп страшнее набега
Тульский кремль нес свои функции оборонительного сооружения исправно - только в 40-е годы XVI века крымчаки 14 раз нападали на Тулу.
Самым известным противостоянием стала осада города в 1552 году войском крымского хана Девлета I Гирея. В это время царь Иван IV с основной армией был в походе на Казань. Гарнизон кремля и городское ополчение сражалось до прихода подкреплений из Коломны. В память об этих событиях в Тульском кремле был установлен закладной камень недалеко от Ивановских ворот.
Понятное дело, в ходе каждого из таких набегов башни и стены подвергались частичным разрушениям. Иногда достаточно значительным.
Другое дело XVII век! В мае 1605 года Димитрий Названный (Лжедмитрий I) беспрепятственно занял Тулу. Лжедмитрий оставался в Туле в течение двух недель - жил в доме воеводы в кремле. Город из скромного городка с трехтысячным населением превратился в шумную столицу с населением чуть ли не в сто тысяч - архиепископ Рязанский провозгласил в Предтеченском монастыре «многолетие новому царю» и стал приводить служилых людей к присяге…
Однако еще одна история попыток переворота в государстве Российском, связанная с Тулой, вполне могла завершиться для кремля гораздо печальнее.
В июне 1607 года были предприняты из Тулы новые походы против Москвы. Болотников под Калугой, а Телятивский под Алексином разбили царские войска. Тогда сам Шуйский двинулся с большим войском на Тулу. У села Мясново после незначительной перестрелки войска Болотникова отступили за деревянные стены и заняли кремль. За лето двадцатитысячное войско Болотникова стало терпеть нужду в хлебе и соли. А в результате осада закончилась самым неожиданным образом.
Не секрет, для строительства Тульского кремля было выбрано достаточно странное по тем временам место – низина в междуречье. В отличие от других крепостей Засечной черты, традиционно располагавшихся на возвышенностях.
Если верить летописи, то будто бы боярский сын Фома Кровков «подал дьяком челобитную» в том, что «реку Упу запрудить, и вода де будет в остроге и в городе...». В начале сентября приступили к делу: начали насыпать плотину по правому низкому берегу Упы, затем запрудили и реку. Вода стала подниматься все выше и выше, затопила острог, кремль, улицы и дворы. Из Тулы начали сотнями переходить в лагерь Шуйского с повинной.
И хотя строительство Тульского кремля - массивного кирпично-каменного сооружения на зыбком грунте - сопровождалось в свое время поистине передовыми инженерными решениями по созданию устойчивого фундамента, по утверждениям некоторых историков-археологов, продлись затопление крепости на неделю дольше, основание могло бы и «поплыть», приведя к разрушению стен и башен. И ситуацию не спасли бы уже заложенные под ними более 78 тысяч основных и уплотняющих дубовых свай.
Герострат по-тульски
В конце XVIII века в истории Тульского кремля случился драматический эпизод, чуть ли не приведший к его исчезновению с лица земли. Надо отдать должное, что на тот момент крепость имела неприглядный вид – стены пошли трещинами, кирпичная кладка башен начала осыпаться… Тульский и калужский губернатор М.Н. Кречетников в какой-то момент решил, что такой кремль Туле ни к чему. Мол, только место занимает! И приказал его снести.
Реализация приказала осуществилась удивительно быстро. До той поры, как известие о таком «подвиге» докатилось до столицы, успели снести Наугольную башню у Казанской церкви и даже часть стены. Однако, когда весть все-таки дошла до императрицы Екатерины II, она немедленно повелела восстановить порушенное, да заодно и всему кремлю ремонт сделать. Правда, не за государственный, а за счет личных сбережений губернатора. Так в 1784 году в кремле был проведен первый капитальный ремонт.
Правда, при этом не ставилась задача вернуть древнему сооружению его первоначальный облик. При ремонте зубцы башен были лишены своего двурогого завершения; вместо двускатной кровли на «боевом ходу» появилась односкатная, для чего стесали верхнюю часть зубцов с внутренней стороны, вдоль трех сторон кремля устроен был сухой ров.
Губернатор так расстарался, что даже над каждой кремлевской башней были сделаны купола на манер московских, только из дерева. А Одоевская башня получила надстройку в виде купола со шпилем.
Все это благолепие простояло всего 50 лет.
А пожар страшнее потопа
В 1820 году местный губернатор В. Васильев дал высокую оценку Тульскому кремлю, считая его «лучшей частью города, к которому стекаются лучами правильные улицы, наподобие как к Адмиралтейству в Петербурге». Благодаря чему, спустя пять лет, начинается первые серьезные реставрационные работы вновь обветшавшей к тому моменту крепости.
Однако качество работ с самого начала оказалось столь низким, что отмечалось даже в отчете Министерства внутренних дел. Поэтому с различными перерывами ремонт растянулся почти на десять лет.
Но все достигнутые результаты перечеркнула череда катастрофических пожаров 1834 года, когда и город почти полностью выгорел, и сгорели все лавки вокруг кремля, Сенная площадь, все деревянные части конструкций и отделки кремля и кровли на башнях…
В таком виде Тульский кремль простоял почти сто лет.
Век XX. Начало
В 1910 году комитет Общества для содействия и развития кустарной промышленности получил разрешение от городской думы на постройку павильонов в кремле для размещения экспонатов как сельскохозяйственной, так и кустарно-промышленной выставки. А год спустя над крепостью нависла угроза полного уничтожения: городские власти, по просьбе деловых людей, решили разобрать его с тем, чтобы воспользоваться кирпичом и камнем для хозяйственных нужд города.
Видимо, памятуя печальный опыт лихого Кречетникова, городская управа решила получить разрешение сверху, отправив письмо в Императорское московское археологическое общество. И получила категорический ответ о том, что башни и стены являются историческими древними памятниками. Более того, должны быть сохранены, а ремонтироваться без изменения их внешнего вида.
Слухи о затеях градоначальников дошли и до тогдашнего губернатора и опять же привели к совершенно противоположенному результату – был сформирован проект по благоустройству территории вокруг кремля, созданию ряда торговых точек внутри и снаружи и иной, как бы сейчас выразились, развлекательной инфраструктуры. Понятное дело, что предусматривался хоть и косметический, но ремонт.
А в 1916 году вышел очерк нашего земляка, ученого-краеведа А.П. Рудакова «Тульский кремль (Страничка из тульской археологии)», в котором он в популярной форме изложил историю строительства тульской крепости, привел данные о численности гарнизона кремля и о героизме его защитников. Свой очерк А.П. Рудаков закончил словами: древним сооружением «должна гордиться Тула».
Годы советские
Второй раз хотели снести кремль уже в 1934 году, когда на страницах газеты «Коммунар» появились статьи: «Зачем нужен кремль?», «Нужен ли нам кремль?», «Кремль нужно разобрать». Авторы статей предлагали разобрать юго-западную часть кремля и летний Успенский собор, как «не представляющие никакой исторической ценности... Тогда Тула будет иметь прекрасное место для парадов и демонстраций».
Не разобрали Тульский кремль в 1934 году не потому, что прислушались к мнению общественности, а потому, что на разборку стен и Успенского собора нужны были значительные средства. В том же «Коммунаре» заведующий коммунальным отделом Тулы Алексеев заявил: «Без выделения дополнительных средств мы эту работу начать не сможем, но лишь только будут отпущены деньги, вся эта работа должна быть выполнена в кратчайший срок».
Пока суть да дело, в 1935 году появилось указание от Комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР, в котором было четко сказано: «И кремль, и старый собор с колокольней - памятники архитектуры, состоящие под госохраной, а потому Комитет считает недопустимым сломку их, тем более, что проект Большой Тулы предусматривает сохранение кремля».
А в 1936 году, после пожара «самоликвидировалась» колокольня Успенского собора – гидранты не доставали до верхних ярусов, которые обрушились, а основание оперативно разобрали, дабы не представляло опасности для горожан.
По сути, окончательную точку в вопросе о ликвидации Тульского кремля положило совещание тульских градоначальников о плане реконструкции в 1938 году под председательством Василия Жаворонкова, который положил разгоревшуюся дискуссию среди специалистов словами о том, что вопрос это важный, однако, с его решением стоит повременить.
Дальше была Великая Отечественная, где кремль тоже сыграл свою роль в обороне Тулы. Но это уже другая история…
Игорь КОПЫТОВ
Фото автора,
retro . ru ,
со старых открыток