• Курсы валют:
      USD 100.00
      EUR 105.71
27.11.2018

Секреты мастерства тульского оружейника Егора Самсонова до сих пор не разгаданы

Проект информационного портала "Центр71" "Тула предпринимательская" продолжается. Мы знакомим вас с самыми выдающимися предпринимателями Тульской губернии. Сегодня мы расскажем о легендарном мастере холодного оружия - Егоре Самсонове.

Егор Петрович Самсонов (ум. ок. 1931 г.) – знаменитый тульский оружейный мастер, занимавшийся изготовлением холодного оружия с 1870-х гг. Был женат, детей не имел.

В публикации Е.М. Полозова и С. Н. Немовой о нем сообщается: «Мастер-кустарь Е.П.Самсонов, специализировавшийся на производстве охотничьего холодного оружия, жил и работал на северной окраине Тулы – районе, названном в народе «голодаевкой», в собственном небольшом доме, во дворе которого находилась мастерская (ныне ул. Октябрьская, д. 187). Перед входом в дом висела вывеска «Закалка охотничьих ножей». Работал Егор Петрович в паре с помощницей-женой, а иногда в паре с подмастерьем».

Изделия Егора Самсонова пользовались большой популярностью среди охотников России. Русский зоолог, охотовед, кинолог, литератор и издатель Л. П. Сабанеев в 1885 году отмечал прочность и относительную дешевизну изделий тульского мастера Самсонова. Умелая закалка клинков Самсоновым придавала им высокие рабочие качества и обеспечивала общероссийскую славу.

В очерках известного сибирского охотника начала XX в. А.Н. Лялина «Охота в Сибири на медведя с лайками», публиковавшихся в журнале «Природа и охота» с 1900 по 1911 годы, можно найти упоминания о том, что он и помогавший ему на медвежьей охоте крестьянин М. Никулин оба имели самсоновское холодное оружие, несмотря на разницу в социальном и имущественном положении.

Мастер выполнял заказы для борзятников и выжлятников Псовой охоты Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича (Романова), существовавшей в 1887-1917 годы в селе Першине Алексинского уезда Тульской губернии.


Словарь

Борзятник — м. разг. 1. Псарь, управляющий сворой борзых (охотничьих собак). 2. Любитель охоты с борзыми.

Выжлятник — наемный псовый охотник, приставленный к гончим собакам. Старший В. называется доезжачим, и под непосредственным наблюдением его находится все гончее отделение псарного двора; он же воспитывает гончих собак и вываживает (дрессирует) их.


Холодное оружие Самсонова неоднократно поощрялось наградами различных выставок.

«В Тульском областном краеведческом музее (ТОКМ) хранятся свидетельство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1887 г. в Харькове о награждении Е.П. Самсонова бронзовой медалью, а также свидетельство о награждении Е.П. Самсонова большой серебряной медалью кустарно-промышленной  выставки, устроенной в августе 1907 г. в Туле Киевским обществом сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности», - опубликовано в «Летописи тульского предпринимательства».

Егор Петрович изготавливал ножи, кинжалы и даже рогатины для охоты на медведя до конца своей жизни. В годы советской власти Тульский губернский совет народного хозяйства выдал ему патент № 2354 и удостоверение от 10 ноября 1926 года как кустарю-одиночке по производству охотничьих принадлежностей. Основными заказчиками на его высококачественные изделия стали торговые организации Военно-охотничьего общества. Кроме того, изображения образцов самсоновского холодного оружия печатали в каталогах, по которым охотники могли заказывать у мастера изделия с последующей пересылкой наложенным платежом, о чем свидетельствуют имеющиеся в фондах ТОКМ справки от торговых организаций и письма заказчиков.

Последняя прижизненная справка, хранящаяся в фондах Тульского областного краеведческого музея, удостоверяющая, что изделия мастера Е. П. Самсонова «сдаются для удовлетворения членов Военно-охотничьего общества Московского военного округа», была выдана Е. П. Самсонову 25 декабря 1931 года.

Клинки, близкие к эталону

После смерти мастера секреты закалки его знаменитого холодного оружия были забыты. В тульской газете «Коммунар» от 31 марта 1968 г. была опубликована статья «Голубой клинок Самсонова», в которой были помещены воспоминания его соседки М. Бажановой, имевшие подзаголовок «Некоторые уточнения», и инженера А. Ренева, имевшие подзаголовок «Секреты мастерства».

Ренев ок. 1934 г. купил у вдовы мастера половину дома. Он беседовал с вдовой, помогавшей мужу в молодые годы, и обследовал остатки кузницы знаменитого мастера. В ней он нашел коробку с серым порошком-карбюризатором, состоявшим из смеси пережженных рогов и кожи, измельченных до гранул объемом 0,2-0,3 мм. Были там и куски рессорной вагонной стали - заготовки для изготовления клинков. В углу кузницы находился древесный уголь.


Карбюризатор – (фр. carburer обогащать углеродом) карбюратор - твердое, газообразное или жидкое углеродистое вещество, способное отдавать углерод другому веществу; широко примен. для поверхностного науглероживания (цементации) малоуглеродистой стали.


Рессорная сталь отжигалась в кузнечном горне, куда загружался березовый или дубовый уголь. Воздух подавался с помощью ручных мехов. Затем раскаленные изделия правились на наковальне. Из них ручным слесарным способом заготавливались клинки, близкие к эталону. После этого изделия подвергались цементации, регенерации, закалке, отпуску и старению.


Словарь

Рессорная  сталь обладает высоким пределом текучести, что обеспечивает высокую упругость. Это достигается закалкой с последующим средним отпуском.

Цементация – процесс насыщения поверхностного слоя стали углеродом.

Регенерация – погружение стали в раствор аравийской камеди для более твердой закалки стали.

Отпуск – процесс термической обработки, заключающийся в нагреве закаленной стали для получения равновесной структуры и заданного комплекса механических свойств.

Закалка — вид термической обработки материалов, заключающийся в их нагреве выше критической точки (температуры изменения типа кристаллической решетки, то есть полиморфного превращения, либо температуры, при которой в матрице растворяются фазы, существующие при низкой температуре), с последующим быстрым охлаждением.

Старение – специальная операция термической обработки обеспечивает получение комплекса важных механических или физических свойств. Стареющие сплавы могут приобретать высокую прочность.


Для этого в продолговатую канавку, сделанную в горящем угле горна, закладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались карбюризатором и древесным углем. Все это нагревалось до 900-950 градусов и выдерживалось в течение 4-5 часов. Приборов у Самсонова не было. Температуру опытный мастер определял по свечению на глаз, поэтому работы проводились в вечернее время. Так, температура цементации 900-925 градусов соответствовала соломенному цвету, температура отпуска 300-325 градусов – синему цвету. После охлаждения заготовки нагревались вновь до 900 градусов, но уже без карбюризатора. В течение 3-х часов происходила регенерация цементируемого зерна, т.е. равномерное распределение углерода по всей поверхности изделия. Затем изделие погружалось в ванну с маслом. Наполовину остывшие заготовки выдерживались на воздухе до появления синего цвета, т.е. до температуры 300-325 градусов. Затем их опять погружали в ванну с маслом, где они окончательно охлаждались, и сразу же их вновь разогревали до температуры 100-150 градусов, выдерживая их в таком режиме в течение 12 часов. После охлаждения все детали обтирались ветошью и подвергались окончательной механической обработке.

Знак Императорского общества охоты

В фондах ТОКМ хранятся два образца холодного оружия работы мастера, переданные в музей его вдовой Варварой Георгиевной. Это заготовка кинжала и готовый кинжал с ножнами. На клинках обоих изделий имеются клейма: с одной стороны «ЕГОРЪ САМСОНОВЪ ВЪ ТУЛЕ», а с другой стороны «поставщикъ ИМПЕ-РАТ. общества охоты».

А в Тульском государственном музее оружия имеется охотничья рогатина его работы, вдоль дола которой выбито: «ВЪ ТУЛЕ ЕГОРЪ САМСОНОВЪ». В фондах Государственного исторического музея в Москве также есть ножи и кинжалы, изготовленные Е.П. Самсоновым.


Факт

Внешний вид ножа Самсонова разработал охотник Михаил Владимирович Андриевский, егермейстер Высочайшего двора (великого князя Николая Николаевича младшего). В 1894 году им была опубликована статья в журнале «Природа и охота», под названием «По поводу вновь изобретенной механической рогатины князя А.А. Ширинского-Шихматова», где была описана история создания ножа Самсонова:

"Самым удобным ножом я считаю нож американской системы, с некоторыми, сделанными мною изменениями. Эти ножи имеют обоюдоострый клинок, заостренный к концу и с кровостоками по бокам, шесть вершков длины (26,7 см), один вершок ширины (4,45 см) и восемь миллиметров толщины. Клинок отделяется от рукоятки стальной перекладиной, концы которой, обращены в разных размеров отвертки, рукоятка из крепкопородного дерева держится на клинке широким винтом. Носится этот нож на чёрном поясном ремне в деревянных, обтянутых чёрной кожей ножнах, концы которых обделаны вороненой сталью. Размеры ножа и перевес его так рассчитаны, что он весьма удобно держится в руке и им ловко можно рубить, колоть, резать и вспарывать натиском кверху или книзу. Первый такой нож отлично изготовил мне тульский мастер Егор Самсонов, а затем такие ножи стали делать на Златоустовском казенном заводе".


 

Мастерство слесарной обработки

Точное количество ножей, выпущенных мастерской Самсонова, неизвестно, по некоторым данным — 3356 штук. Сохранившихся ножи Самсонова при длине клинка 22-27 см, имеют ширину 5-5,5 см, толщину 8 мм, длину рукояти 11-12 см, ширину 32 мм, толщину 12 мм. Плазы клинка имеют различную ширину, в большом ноже, со стороны лезвия — 3 см, со стороны фальшлезвия 2,5 см, долик — по грани. Размеры ножа диктовались двумя факторами: широким клинком для нанесения больших ран и асимметричным круто спущенным острием, для препятствия втыканию острия в кости.

В советские времена на Тульском оружейном заводе пытались изготовить похожие ножи, даже пробовали восстановить технологию мастера. Специалисты проводили анализ стали, измеряли образцы на прочность.

Известен такой опыт: Несколько изделий Самсонова поместили вертикально под пресс. При увеличении давления они начали уходить в нижнюю металлическую плиту. Причем совершенно ровно, что указывало на достижение мастером величайшее точности слесарной обработки. Некоторые экземпляры сломались лишь при вертикальной нагрузке свыше 14 тонн.

Как кустарь-самоучка, работавший в домашней мастерской в паре с женой-помощницей, смог достичь того, чего не получилось у специалистов, имевших огромные возможности? Одни говорят, что секрет в утерянной технологии. Другие утверждают, что все дело в рессорной стали, и оружейник просто удачно использовал ее для своих изделий.

Тем не менее, благодаря этой загадке имя Егора Петровича Самсонова, жившего на окраине города Тула в домике с вывеской «Закалка ножей для охоты», сохранилось в истории охотничьего и ремесленного дела России. Как доказательство огромных возможностей людей, которые рождаются на тульской земле.

 

Е.М.Полозов, С. Н. Немова. Самсонов Егор Петрович, оружейник (конец XIX – нач. XX вв.)//Летопись тульского предпринимательства. Тула, 2016. С. 150 -152.

© Материал подготовлен при информационном содействии Центра поддержки предпринимательства Тульской области.

Комментарии для сайта Cackle