Сыновья Никиты Демидова Акинфий и Никита — достойные продолжатели бизнес-династии
О династии тульских предпринимателей Демидовых, широко развернувших свое металлургическое дело не только в нашем регионе, но и по всей стране, мы уже писали в нашем предыдущем материале . Там мы более подробно остановились на Никите Демидове — основателе Тульского оружейного завода. Сегодня мы расскажем вам о двух его последователях — сыновьях Акинфии и Никите. Разумеется, что вся необъятная история их бизнеса не может уложиться в один материал. Тем не менее, мы познакомим вас с основными вехами их жизни и деятельности.
АКИНФИЙ НИКИТИЧ ДЕМИДОВ
Все свои заводы Никита Демидов завещал своему старшему сыну Акинфию. Он получил в наследство от отца 7 заводов: Тульский доменный и железоделательный (основан ок. 1695 г.), Невьянский доменный и железоделательный (получен от государства в обмен на Тульский в 1702 г.), Шуралинский железоделательный (пущен в 1716 г.), Бынговский железоделательный (1718), Верхнетагильский доменный и железоделательный (1720), Выйский медеплавильный и железоделательный (1722), Нижнелайский железоделательный (1722). Акинфий не только преуспел в бизнесе своего предка, но и значительно расширил его. Так, например, Игорь Юркин в книге «Летопись тульского предпринимательства» пишет:
«В конце декабря 1725 г., через месяц после смерти отца, пустил строившийся при нем Нижнетагильский доменный, железоделательной и медеплавильный завод. Позднее построил и пустил железные заводы: Черноисточинский (пущен в 1726 г.), Шайтанский (1727), Уткинский (1729), Нижнечугунский, Верхнечугунский и Корельский близ села Фокина в Нижегородском уезде (1730), Ревдинский доменный (1734), Верхнелайский железоделательный (1742), Висимо-Шайтанский железоделательный (1744)».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Акинфий Никитич Демидов (Антюфеев)
Родился в 1678 году в Туле.
В 1726 году - получает дворянский титул, в 1740 году становится тайным советником.
С 1742 года - действительный тайный советник, крупный земле-, душе- и заводовладелец.
Был дважды женат. Обе супруги были из тульских предпринимательских семей: первой женой была Евдокия Тарасовна Коробкова, второй - Евфимия Ивановна Пальцова.
Имел много детей, но до взрослых лет дожили три сына — Прокофий, Григорий и Никита и три дочери.
В 1743 году оформил завещание, согласно которому все его заводы должны были перейти младшему сыну Никите.
Умер в 1745 году в селе Ицком Устье на Каме.
Завещание не было исполнено.
Акинфий Демидов имел очень глубокие знания в области добычи руд. А потому в течение своей предпринимательской деятельности активно осваивал новые месторождения металлов. Получив образцы руд из «диких мест» Томского и Кузнецкого уездов, попросил Берг-коллегию разрешить ему открыть там металлообрабатывающие заводы.
«Четыре медеплавильных завода—Колыванский «ручной» на реке Локтевке (1727 г.), Колывано-Воскресенский на реке Белой (заложен в 1728, пущен в 1729 г.), Барнаульский на реке Барнауле (заложен в 1739, пущен в 1744 г.) и Шульбинский (1744 г., в 1745 продукции не давал)—построил на Алтае; еще четыре—в Кунгурском уезде: Суксунский (пущен в 1729 г.), Бымовский на реке Бым (1736), Шаквинский на реке Шакве (1740), Ашапский на реке Большой Ашапе (1744). В феврале 1744 г. сообщил императрице Елизавете Петровне об открытии близ Колывано-Воскресенского завода серебросодержащих руд и поднес выплавленное из них серебро. Его добыча продолжалась до янв. 1745 г. и была остановлена присланной по распоряжению императрицы комиссией во главе с А. В. Беэром. При Демидове она более не возобновлялась в связи с обнаружением в руде Змеиногорского рудника золота и решением вопроса о судьбе заводов района», - пишет Игорь Юркин. Автор добавляет, что кроме металла, предприятия Акинфия Демидова специализировались на выпуске металлопродукции.
После смерти своего отца Никиты Демидова Акинфий стал «крупнейшим в России промышленником в металлургической отрасли. За период с 1720 по 1739 г. на заводах отца и сына было выплавлено не менее 6 млн 496,5 тыс. пудов чугуна, что составляет почти две трети от общей его выплавки частновладельческими предприятиями страны, - рассказывает Игорь Юркин. - Высокие объемы производства (в течение двадцатилетия в среднем по 325 тыс. пудов в год) сохранялись и впоследствии. В 1736–1738 гг. на его заводах было выплавлено более 940,8 тыс. пудов чугуна (в среднем, более 314 тыс. в год), выковано, по-видимому, не менее 600 тыс. пудов железа. Был тесно связан с внешним рынком. В 1736–1738 гг. В заморский отпуск через петербургскую таможню было отправлено 359,4 тыс. пудов железа—более половины произведенного. Одним из постоянных заказчиков и потребителей продукции заводов А.Н. Демидова выступали государственные структуры, в частности, артиллерийское и морское ведомства».
В 1733 году, несмотря на свои регулярные и не очень для него выгодные поставки государству, был обвинен в нарушении горного законодательства. Ему грозил большой штраф, а в ноябре 1735 года Акинфия Никитича даже взяли под стражу более, чем на два месяца. Однако вскоре все обвинения в адрес него были сняты.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
К концу своей жизни и бизнес-карьеры хозяйство Акинфия только в европейской части России и на Урале, по данным историка Игоря Юркина, насчитывало:
- 24 завода (4 медных, 18 железных, 2 кожевенных);
- 124 фабрики (доменными, молотовыми, колотушечными, полотняной и проч.),
- 42 кузницы,
- 77 действующих медных и 18 железных рудников,
- 3 пристани,
- 120 домов и дворов заводчиковых (городских дворов 24),
- 123 каменных кладовых и амбаров,
- 12 пильных;
- 64 хлебных мельницы.
Кроме вышеперечисленного, на Алтае Акинфию Демидову «принадлежали 3 медеплавильных завода (один не действовал), 93 рудника (медных, свинцовых серебряных), 13 фабрик (плавильных, гармахерских, столярных, меховых и др.), 7 кузниц, 3 мельницы и др. имущество. В 10 уездах ему принадлежали 215 сел и деревень и 13135 крепостных крестьян мужского пола, 21,8 тыс. четвертей пахотной земли (в одном поле) и 8 тыс. четвертей пустошей. Отведенные к его заводам леса простирались на сотни верст», - пишет Юркин.
Акинфий ко всему прочему основатель добычи драгоценных металлов на Алтае. После его смерти добыча перешла в казенное управление.
НИКИТА НИКИТИЧ ДЕМИДОВ
В отличие от своего старшего брата Акинфия, который унаследовал от отца все его заводы, Никита не был наделён столь богатым наследством. Хотя отец и выделил его из своего хозяйства достаточно рано — Никите Демидову младшему было 23 года. В 1711 году отец наделил его двором, несколькими лавками в Туле и винокуренным заводом. Но, имея наследственные предринимательские жилки, Никита Никитич на этом не остановился. Как пишет Игорь Юркин: «В 1719 или 1720 г. выкупил у отца бездействовавший в то время Дугненский (Верхний) доменный и железоделательный завод на реке Дугне в Алексинском уезде, отстроил занова и в конце 1721 или начале 1722 г. пустил. В 1720-х гг. этот завод, называвшийся Дугненским Нижним или просто Дугненским, выпускал железо различных сортов (полосное, дощатое, брусчатое, связное) и изделия бытового назначения: литые чугунные гири, горшки, трубные вьюшки, винные котлы, кубы, таганы».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Никита Никитич — родился в 1688 году в Туле, где и прожил значительную часть своей жизни.
С 1726 по 1734 годы состоял на государственной службе.
Был крупным душе- и землевладельцем.
Имел дворы в Москве и Санкт-Петербурге. Был женат на дочери тульского купца Г.А. Постухова Анастасии Герасимовне.
Имел доживших до зрелых лет сыновей Василия, Евдокима, Ивана, Никиту, Алексея и дочь Татьяну.
В 1758 г. Никита Демидов разделил свой бизнес на четыре части. Жребий среди сыновей определил, кто чем будет владеть. Сыновья долго спорили, но в итоге определились с долями и стали вести предпринимательскую деятельность уже самостоятельно. И весьма успешно. Однако, связь с Тулой они утратили.
Продукцию завода Никиты Демидова закупали купцы из многих городов России (Москвы, Воронежа, Петербурга, Калуги, Смоленска и многих других).
Спустя несколько лет Никита Никитич строит еще 4 завода. Предприниматель стремился на Урал, но его желание очень долго останавливалось серьезным давлением со стороны отца. Напомним, в бизнесе он не очень признавал сыновей и считал их своими конкурентами. Соответственно, отношение к ним в предпринимательской деятельности было соответствующим. Пробиться на Урал Никите Демидову младшему удалось лишь после смерти отца — в 1730 году.
«На Урале Никита Никитич построил заводы Шайтанский доменный на реке Шайтанке (пущен в 1732 г.), Верхнесергинский доменный и железоделательный (1743 г.) и Нижнесергинский доменный и железоделательный (1744 г.), - пишет Игорь Юркин. - В 1751 г. купил у выходца из Тулы екатеринбургского Якова Коробкова Каслинский железоделательный завод, на котором ок. 1759 г. им была налажена выплавка меди. В 1757 г. пустил Кыштымский доменный и железоделательный завод на реке Кыштым в Исетской провинции. Имел производства и в Казанском уезде— в 1731 г. купил здесь у Д.И. Тряпицина Давыдовский медеплавильный завод на реке Давыдовке (был остановлен ок. 1734 г.). Впоследствии Каслинский и Кыштымский приобрели известность как центры художественного литья из чугуна".
Никита Демидов — единственный из семьи, кто хотя бы какое-то время состоял на государственной службе. Он создал в Туле контору десятинного сбора и обложил им металлозаводчиков района, в следствие чего серьезно конфликтовал с оружейниками.
На заводах Никита Демидов использовал крестьянский труд, в связи с чем «в 1741 и 1752 гг. в Ромодановской волости Калужского уезда, купленной им у графа М. Головкина в 1739 г., имели место значительные по масштабу крестьянские волнения, вызванные жестоким обращением заводчика с крестьянами, привлекавшимися к заводским работам. Волнения были подавлены с помощью военной силы. Число задержанных составило 674 человека, восьмерых отправили в Сибирь для работы в кандалах на заводах, остальные были наказаны кнутом и плетьми», - пишет Игорь Юркин.
«История и итоги деятельности Никиты Никитича Демидова особенно интересны в сравнении с деятельностью его старшего брата, - резюмирует Юркин. - Несомненно, младший добился меньшего, но также несомненно, что до конца 1725 г. (в это время ему было как минимум 37 лет) он работал в условиях, когда его проникновение на наиболее перспективные производственные площадки перекрывал отец, не стеснявшийся прибегать для этого к весьма жестким приемам».
В общем и целом, можно сказать, что Никита Никитич, как и все представители его династии, имел хорошие предпринимательские способности. Однако во многом он стал жертвой обстоятельств.
Юркин И.Н. Демидов Акинфий Никитич//Летопись тульского предпринимательства.Тула, 2016. С.38-41.
Юркин И.Н. Демидов Никита Никитич//Летопись тульского предпринимательства.Тула, 2016. С.41-44.
© Материал подготовлен при информационном содействии Центра поддержки предпринимательства Тульской области