Велокумиры в послевоенной Туле
«Центр 71» продолжает спецпроект, рассказывающий о быте туляков.
Даже после войны одним из главных тульских видов спорта оставались велогонки. Длительное время самым знаменитым
и титулованным гонщиком Тулы оставался Дмитрий Соловьев. Слава о нем гремела на весь Советский Союз. Заслуженный
мастер спорта Платон Ипполитов после войны завершил книгу о 50 выдающихся спортсменах нашей страны. Успехи замечательного
мастера велоспорта, туляка Дмитрия Соловьева также были описаны в ней.
"Заправские гонщики" на детских велосипедах
Впервые Дмитрий Соловьев сел за руль, когда ему было три года. Бабушка привезла из Москвы в Тулу трехколесный велосипед. Именно тогда будущий чемпион СССР, вскарабкавшись на бархатное сидение, ощутил первую радость управления транспортом. Когда надоело ездить одному, вместе с соседским мальчуганом начали устраивать во дворе соревнования: гоняли на детских велосипедах как заправские гонщики.
В 9 лет Дмитрий пересел на двухколесный велосипед. Его он брал без спроса у старшего брата и потихоньку ездил на нем по улицам Тулы. Когда его уличили, велосипед стали закрывать на замок. Но вскоре ему купили первый велосипед. Правда, был он ржавый и старинный. Но все его недостатки казались мелочью. Главное — свой. Впервые увидев вживую соревнования велосипедистов на треке был ошеломлен ярким зрелищем. Во время следующих гонок он решился и подошел к судьям выступать в разряде новичков. Гонщик в первом же соревновании обнаружил незаурядные способности спринтера. Мимо озадаченных противников Дмитрий пролетел как ветер и закончил дистанцию. Очень скоро молодой Соловьев был зачислен в первый разряд.
Шанс проявить себя
В 1924 году Дмитрий Соловьев стал чемпионом СССР в спринтерской гонке, которая являлась самой престижной. Почетное звание спортсмен удерживал до 1938 года. Также он был чемпионом России и СССР и в спринтерском многоборье (омниуме). Одержал победу в Париже на слете пролетарских спортсменов. За всю карьеру Соловьева — это был единственный шанс проявить себя в международных гонках и он его не упустил. Дело в том, что в те годы советские спортсмены практически не имели возможности вы ступать за рубежом.
В гите на 500 метров Дмитрий Соловьев показал результат 37,1 секунды, установив рекорд Европы среди гонщиков любителей! О чем до сих пор свидетельствует мемориальная доска перед входом на парижский трек. Его выступления продолжались до 1953 года.
Великие гонщики
Первым из туляков, принявшим участие в Олимпийских играх, стал универсальный гонщик Василий Федин. В 1952 году он выпустал в командной гонке в Хельсинке. Славу тульских спортсменов преумножила спустя 6 лет Любовь Кочетова. Она стала первой советской велогонщицей, выигравшей звание чемпионки мира в 1958 году. С 1970 по 1974 годы выигрывала звание чемпионки мира тулячка Тамара Гаркушина.
Вообще Тула может гордиться таким количеством подготовленных великих гонщиков. Среди них победители и призеры чемпионатов мира - О. Гудим, С. Терещенков, Т. Пильщикова, Л. Кочетова, В. Максимова, В. Савина, Т. Гаркушина, В. Петраков, И. Пелипенко, В. Ураев, В. Копылов, С. Копылов, В. Гриньковский, Ю. Емельянов, М. Евтеева, С. Боханцев, О. Гришина, О. Слюсарева.