Тульский драмтеатр после войны: от «Жестокого романса» до «Вынужденной посадки»
674 концерта и 18 спектаклей за год
Театральная жизнь Тулы всегда была насыщенной. Свою работу Тульский академический театр драмы им. А. М. Горького не прекращал даже в годы Великой Отечественной войны. Исключение составлял разве, что период осадного положения города. Актеры театра почти каждый день давали по два спектакля, выезжали с концертами в воинские части и на передовую.
- Работа нашего коллектива не была ограничена стенами театра. Актеры с большим энтузиазмом вели шефскую работу в воинских частях и госпиталях, за год было дано 674 концерта и 18 шефских спектаклей. Для обслуживания колхозников во время весеннего сева и уборочной кампании были созданы художественные бригады со специальным репертуаром, - писал в газете «Коммунар» худрук театра Владимир Королевич в июне 1945 года.
Первые послевоенные годы театр находился в поисках своего репертуара. Промахи и победы поочередно сменяли друг друга.
«Мирный» репертуар
4 июня 1945 года должна была состояться конференция зрителей, на которой планировалось подвести итоги прошедшего сезона. Накануне встречи работников театра с зрителями в газете «Коммунар» выходит заметка «За яркие, идейно-насыщенные спектакли!». Ее автором также стал Владимир Королевич, художественный руководитель облдрамтеатра им. А. М. Горького.
- Для нас, работников театра, эта встреча весьма ответственна. Мы считаем зрителя одним из важнейших участников спектакля: его внимание, его волнение заражают и вдохновляют актеров, - писал Королевич. Прошедший сезон начался постановкой психологической комедии И.С. Тургенева «Месяц в деревне», спектаклем тонкого и своеобразного режиссерского и актерского мастерства. По той же линии освоения великого наследия русской классики шел театр, показав драму А. М. Горького «Васса Железнова», комедии А. Н. Островского «Без вины виноватые» и «Женитьба Белугина».
Советская драматургия была представлена «Офицером флота» А. Крона — пьесой, ярко рассказывающей о советском человеке, проходящем суровый путь Великой Отечественной войны, лирической комедией К. Симонова «Так и будет!», жизнерадостной пьесой Героя Советского Союза М. Водопьянова «Вынужденная посадка» и пьесой А. Гладкова «Жестокий романс».
По мнению Королевича эти спектакли дали возможность создать ценные сценические образы и выявить творческий рост молодых актеров. Предстоящий творческий год коллектив театра называл особо ответственным. Переход к мирному созидательному труду требовал от него создания нового репертуара. - Спектакли должны быть глубокими по идейному содержанию и яркими по форме, вдохновлять советских людей на грандиозную творческую работу по укреплению могущества Родины, - считал Владимир Королевич.
Острые комедии и идейные спектакли
В ближайший репертуар были включены жемчужина русской классики — народная трагедия «Гроза» А. Н. Островского. При этом стояла цель предельно выявить ее оптимистическое звучание. Затем на суд зрителей планировалось представить искрометную комедию Шекспира «Много шума из ничего». Постановка требовала высокого творческого мастерства.
По мнению худрука облдрамтеатра, красочная фантастика, глубокая задушевность и подлинный лиризм русского народного эпоса должны были быть выявлены в волнующей патриотической пьесе В. Гольдфельда «Сказка об Иване-царевиче, земле родимой, матушке любимой». А современная западная драматургия представлена в репертуаре острой комедией популярного английского писателя Дж. Б. Пристли «Инспектор полиции».
Но на этом театр не собирался останавливаться. Коллектив стремился к непрерывному повышению своего художественного мастерства.
- Мы надеемся получить от советских драматургов новые пьесы, выражающие во всей полноте и силе героизм и мужество великого русского народа, безграничные творческие возможности советского человека, - читаем у Королевича. - Исторические победы Красной Армии, одержанные над немецкими захватчиками, вдохновляют работников искусства на создание новых, более ярких, идейно насыщенных спектаклей.
Автор: Власова Мария